Елена Матвиенко
Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»
▼ Скачать + Заказать документы
(конспект открытого урока по русскому языку в форме дидактической игры по теме «Имя числительное» в 9 классе коррекционной школы VIII вид
Работу выполнила
учитель русского языка
ГБС (К) ОУ школы интерната VIII вида ст. Полтавской
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 9 классе школы VIII вида „Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Краснодарский край, Краснодар
- Русский язык, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
Матвиенко Елена Викторовна
2016 г.
Цели урока :
1. Закрепить знания учащихся об имени числительном, о его роли в речи.
2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение; коррекция речемыслительной деятельности учащихся.
3. Воспитание познавательного интереса учащихся к родному городу.
I. Организационный момент
Учитель: сегодня у нас необычный урок : нам предстоит совершить экскурсию. А вот куда – это необходимо определить вам.
Задание: выполните математическое действие – умножение. По результатам определить место нашего путешествия (слайд 1) :
0 3x3
Р 7x2
С 4x7
Д 9x9
К 4x4
Н 5x4
А 2x9
16 14 18 28 20 9 81 18 14
(Краснодар)
- вписывание букв под таблицей с числами по мере решения примеров, ответы учащихся.
Учитель: правильно. Нам предстоит совершить экскурсию по нашему родному городу, но не одним.
(Слайд 2) : чтение объявления учащимися:
Объявление
Во вторник, 15 апреля, состоится экскурсия по городу Краснодару. Автобус отходит в 11 часов 30 минут от школы –интерната.
? Как вы считаете, прочитав объявление, наличие (присутствие) какой части речи в данном тексте является основной? (числительное)
II. Введение в тему урока
Учитель: правильно, путешествовать мы будем в сопровождении имени числительного.
(слайд 3) на экран выводится тема урока «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным».
Учитель: наша экскурсия будет обучающей. Мы поговорим о прошлом нашего города, «пройдём» по современным улицам. И ещё раз убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.
III. Работа по теме урока
1. Словарная работа: экскурсия (слайд 4)
-учащимся выдаются «Маршрутные листы» (см. приложение 1, запись словарного слова в «Маршрутный лист».
- толкование слова (даёт учитель с выводом на экран слайда 5) : экскурсия – это посещение какого-либо достопримечательного места, поездка с целью ознакомления с чем-либо.
- звуко – буквенный анализ словарного слова;
- работа со словосочетаниями (они записаны в «Маршрутных листах») : увлекательная, … в музей, … по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база (вставить пропущенные слова и буквы);
2. Работа с именами числительными по «Маршрутным листам».
Учитель: давайте ещё раз посмотрим на наше объявление. С какой частью речи связано числительное? (с существительным)
- заполнение «Маршрутного листа» 2 задание: выписать числительные с существительными, к которым они относятся, из объявления и распределить их по группам.
3. Работа с текстом (учитель читает текст вслух «Маршрутным листам»)
Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв. км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.
Учитель: обратите внимание на большое количество числительных в тексте. Давайте распределим их по группам (работа по «Маршрутному листу»).
4. Закрепление навыка правописания числительных.
Учитель: поехали дальше! (читает текст). Сейчас мы с вами движемся медленно – 40-50 км/ч. Максимальная скорость в городе не должна превышать 60 км/ч. На трассе, за пределами города, автобус движется со скоростью 70 и даже 80 км/ч.
- Какие особенности правописания данных числительных мы с вами можем отметить? (правописание ь знака)
Задание по «Маршрутным листам» (задание 4) : вставить пропущенные буквы (ь знак) в числительных пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.
5. Образование родительного падежа имен существительных и числительных.
За последние годы в Краснодаре появилось много новых объектов – это целые микрорайоны жилых домов с магазинами, поликлиниками, детскими учреждениями.
Учитель: сейчас мы сделаем остановку и зайдём в один из популярных среди жителей универмагов города – ЦУМ (слайд 4, где мы должны приобрести некоторые товары, необходимые в быту и хозяйстве (слайды 5-9). Задание: поставить существительное в данном сочетании в Р. п. мн. ч., а числительное записать словами (6 вёсел, 7 мётел, 20 простыней, 8 пар валенок, 12 черешен)
Как правильно спросить продавца о каком-либо товаре? Ответы учащихся (не будете ли вы так любезны, будьте добры, подскажите, пожалуйста).
Какова характерная особенность правописания данной группы числительных? (ь знак на конце)
Физкультминутка
6. Остановка «Литературная».
Учитель: теперь мы с вами остановимся и зайдём в один из самых крупных магазинов, который является гордостью нашего города. По своим размерам он превосходил до недавнего времени магазины в ряде столиц европейских государств. Речь идёт о Доме книги (слайд 10).
Задание: по описанию вам нужно определить название произведения. Есть одно условие: в названии будет присутствовать число (отгадки появляются на слайдах) :
• Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? («Волк и семеро козлят»)
• Героиня этого произведения стала жертвой своей мачехи, съев отравленное ею яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
• Придя в жилище к семейству лесных хищников, героине удалось спастись благодаря своей ловкости («Три медведя»)
• Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку и называется … («Три поросёнка»)
• Герой этой восточной сказки узнал волшебные слова, которые были ключом к пещере с несметными богатствами («Али-Баба и 40 разбойников»)
7. Продолжение экскурсии.
Краснодар – город-сад. Старейший парк им. М. Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им. 40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул. Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.
Задание: выписать из текста предложения с числительными, записать их словами.
8. «А знаете ли вы, что…» (записать только числительные с ь знаком на конце)
• Пешеход проходит за час 5 км. ;
• Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;
• Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;
• Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.
9. Викторина (2 команды)
• Приготовление какого продукта никогда не удаётся с первой попытки? (первый блин комом)
• Какое вещество в земных условиях существует в трёх состояниях? (вода)
• Как зовут знаменитых трёх русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
• Назовите четырёх бременских музыкантов (осёл, пёс, кот, петух)
• Какой из четырёх океанов не оправдал своего названия? (Тихий)
• Сколько рублей в трёх пятирублёвых монетах? (15)
• Название какой птицы состоит из 40 букв? (сорока)
• Сколько яблок на берёзе, если на ней 8 сучков, а на каждом сучке по 5 яблок? (ни одного)
• Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
• Сколько братьев у Царевны Лебеди? (33 богатыря)
IV. Итог урока.
(выставление оценок)
Учитель: вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Краснодару; надеюсь, что вы для себя узнали много полезной информации. Спасибо, с вами было приятно путешествие
Приложение 1
Маршрутный лист
1. Словарь: ___
Увлекательная ___, ___ в музей, ___ по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база.
2. Количественные Порядковые
числительные числительные
___ ___
___ ___
___ ___
___ ___
___ ___
___ ___
___ ___
3. Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв. км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.
4. Вставить пропущенные буквы:
Пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.
5. 6 (весло) ___
7 (метла) ___
20 (простыня) ___
8 пар (валенки) ___
12 (черешня) ___
6. Найти лишнее слово:
Пять, пятёрка, пятерня, пятак (написать часть речи)
7. Краснодар – город-сад. Старейший парк им. М. Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им. 40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул. Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.
___
8. Пешеход проходит за час 5 км. ;
Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;
Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;
Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.
___
Список использованной литературы
Сухин И. Г. «Новые занимательные материалы», М. : «Вако», 2007г.