Татьяна Шабалина
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Путешествие капельки. Вода в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии для детей старшего возраста «Путешествие Капельки»
Цель: формировать представления детей о состояниях воды в природе, адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.
Задачи:
1. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
2. Формировать представления о круговороте воды в природе.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа воспитателя:
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста „Путешествие капельки, Вода в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».
Оборудование: таз с водой, пробирки, сухой спирт, пинцет, картина круговорота воды в природе.
Задачи по изобразительной деятельности:
1. Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения: мыльными пузырями;
2. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
3. Развивать воображение, фантазию, чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Оборудование: стаканчики с цветным мыльным раствором; коктейльные трубочки по количеству детей; альбомный лист; кисточки.
Ход НОД
(Ребята заходят в зал и сразу и попадают под дождь, слышны раскаты грома. Воспитатель предлагает детям быстро спрятаться под зонтом. Дети располагаются на ковре и слушают шум дождя. Вдруг раздается чье-то громкое чихание. ПВоспитатель поднимает зонт, и ребята видят Капитошку с грустным выражением лица)
Воспитатель: Ребята, кто же это?
«Хочу быть счастливым» — психологическая игра для детей 5 лет.
Воспитатель: Высоко на небе жила маленькая Капитошка — капелька воды. Она очень хотела вырасти счастливой и поэтому волновалась и спрашивала маму — тучку:
- А я буду счастливой? Хочу быть счастливой.
Маме хотелось, чтобы ее дочь была счастлива, но она всегда отвечала:
- Не знаю, доченька.
- А кто же знает? – спрашивала любопытная Капитошка.
- Может быть, знает солнышко, или небо, или ветер. Они высоко, им многое видно, у них надо спросить.
Тогда Капитошка решила сама узнать у солнца, неба и ветра, будет ли она счастлива. Смелая Капитошка забралась на самый край огромной тучи и оттуда громко закричала:
- Небо! Ветер! Солнышко! Я хочу быть счастлива!
И зашумел ветер, и загромыхало небо, и улыбнулось солнышко.
Капитошка не удержалась на самом краешке тучи и упала вниз, так она попала к нам, ребята. Капитошка до сих пор не знает, будет она счастлива или нет. Еще она хочет попасть домой, но не знает как. Поможем ей?
Воспитатель: Ребята, а что такое счастье?
- Посмотрите на Капитошку, какая она, её можно назвать счастливой?
- Что нужно, чтобы быть счастливым?
- Капитошка хочет быть счастливой, а вы хотите? Давайте все вместе громко скажем: «Я хочу быть счастливым»
Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке найти дорогу домой?
А для того, чтобы мы могли ей помочь, нужно стать такими же, как капелька, маленькими.
А как нам это сделать? Вспомним волшебную считалочку — превращение.
(Воспитатель вместе с детьми произносит считалку-превращение)
Дети: Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.
Воспитатель: Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек — сестричек Капитошки. Подойдите, пожалуйста, к столу. У нас на столе маленький водоем. Давайте окунем наши руки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.
- Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная).
Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)
- У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)
Воспитатель: Вот так капельки резвились, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички — капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше — Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка).
Опыт
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как вода превращается в пар.
(На столе над огнем педагог держит пинцетом пробирку с водой. Дети наблюдают за тем, что происходит с водой в пробирке. Вода нагревается и закипает. Воспитатель комментирует происходящее, огонь – это солнышко, вода в пробирке – река. Когда вода в пробирке закипит, воспитатель второй пробиркой накрывает первую, собирает паринки. Дети отмечают, что вторая пробирка запотела. Все вместе наблюдают за изменениями в пробирке с паром. На стенках пробирки появляются капельки. Воспитатель приглашает детей к картине «Круговорот воды в природе»)
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину «Путешествие Капельки» или «Круговорот воды в природе». Знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вам нравятся снежинки? А как можно показать снежинку. (Дети становятся плотно друг к другу и берутся за руки, изображают снежинку).
Воспитатель: В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю. Но несмотря на это, воду всё равно нужно беречь. А как это делать, нам помогут картинки. (Дети объясняют значение картинок)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а Капитошка все грустит, как вы думаете, почему?
Дети: Капитошке пора домой, и она знает, как ей туда попасть, но одной в долгой дороге скучно.
Воспитатель: А я знаю, как помочь Капитошке. Чтобы помочь Капитошке, нужно нарисовать ее сестричек – капелек. Но сначала поиграем.
Динамическая игра «Дождик»
Дождик, дождик, лей да лей.
(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя)
Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
(Выполняют движения по тексту стихотворения)
Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять
И дети все идут гулять.
(Выполняют движения по тексту стихотворения)
Воспитатель: Рисовать капельки мы будем необычным способом – мыльными пузырями Я вам покажу, как мы будем это делать.
(Показ приема рисования мыльными пузырями)
1. Раздувание мыльных пузырей.
2. Прикладывание альбомного листа к пене из воздушных пузырей.
(После показа дети приступают к рисованию)
Воспитатель: Ну что ж, пусть наши работы подсыхают, а мы с вами попрощаемся с Капитошкой.
Итог НОД
Воспитатель:
• Ребята посмотрите на Капитошку, какие перемены вы видите?
• Что можно о ней теперь сказать?
• Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему?
• А что случится, если пропадет вода?
• А что у вас получалось из мыльных пузырей?
• Какого цвета капельки дождя?
• А почему они разноцветные?
• Какие цвета мы использовали при рисовании капелек?