Шикуткина Екатерина Валерьевна
Исследовательско-творческий проект «Путешествие капельки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Шатковского муниципального округа
Исследовательско-творческий проект
«Путешествие капельки»
(старшая группа)
Выполнила:
Шикуткина Екатерина Валерьевна
р. п. Шатки
«Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок
Улыбался роток.»
ВИД ПРОЕКТА :
• среднесрочный,
• групповой,
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Путешествие капельки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
• познавательно исследовательско - творческий,
• межпредметный.
БАЗИСНЫЙ КОМПОНЕНТ: работа по проекту проводится в рамках разделов программы «Детство» (познавательное, социально - коммуникативное, физическое развитие).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
1. Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.
2. Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной ис-следовательской деятельности, практических опытов с водой;
2. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
3. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
4. Формирование у детей осознанных представлений о необходимости забо-титься, о своём здоровье;
5. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное об-щение, высказывать своё мнение;
6. Воспитание бережного отношения к воде.
7. Проанализировать нынешнее состояние проблемы влияния игр с водой на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
- дети старшей группы
- родители
- воспитатель
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: вода, лед, снег, цветы, рыбки аквариумные.
МАТЕРИАЛ: развивающая среда, игры, необходимая посуда (стаканчики, мисочки, краски, губки, трубочки, марля, деревянные брусочки, кусочки пенопласта.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Ежедневно, во время прогулок, вместе с детьми, наблюдать за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручейками). Отмечать изменение состояний воды в зависимости от сезона.
Обращаться за помощью в оснащении центра воды и песка к родителям воспитанников. Благодаря этому дети смогут в группе проводить исследова-тельскую работу (опыты и игры - эксперименты)
• Разноцветная водица;
• Цветные льдинки;
• Таяние снега;
• Капельки сосульки;
• Игры - эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
• С растворимыми и нерастворимыми веществами;
• Образование паровых капель.
Попробовать и испытать свойственно маленьким детям. А сказочная форма и рациональное наблюдение помогают взаимно дополнить и обогатить друг друга. Дети подружились с дидактической куклой «Капелькой», которая и помогает совершать удивительные открытия в мире простых вещей.
Вода дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Литературный ряд:
• малый народный фольклор, сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
• сказки С. Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихо-творение А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У сол-нышка в гостях»;
Музыкальный ряд:
• аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
• видеозапись - мультфильм «Капитошка»;
Демонстрационный ряд:
Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки,
Иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»;
Оборудование Центра воды и песка;
Игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА :
• Экологический стенд «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе).
• Коллаж «Приключения Капитошки» (значение воды в жизни люде, животных, растений).
• Выставка рисунков «Превращение Капельки».
• Выпуск плакатов «Сбережём голубую планету».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Беседа «Для чего нужна вода?»;
2. Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
3. Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
4. Занятия по изобразительной деятельности:
«Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование,
«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация,
«Превращение Капельки» изо - сотворчество.
5. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
6. Оснащение Центра воды и песка.
7. Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
8. Чтение художественной литературы:
• К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
• С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»,
• А. Барто «Девочка – чумазая»,
• Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»
9. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
10. Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
11. Сюжетные игры:
• «Купание куклы»,
• «Приготовим обед для куклы»,
• «Постираем бельё для куклы».
12. Составление системной «паутинки».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: В период дошкольного детства ребенок от-крывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Работа осуществляется по программе «Детство» и Николаевой С. Н. «Юный эколог». Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Этапы работы над
проектом Деятельность детей Деятельность педагогов
1 этап –
ПОДГОТОВИТЕЛЬ-НЫЙ
Моделирование ситуации.
Выявление
проблемы. 1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.
2. Осознают и личностно воспринимают проблему. 1. Изучить и проанализиро-вать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательно-сти у детей младшего до-школьного возраста.
2. Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.
3. Осуществить психолого - педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного воз-раста.
4. Вводит в игровую ситуа-цию: помочь Волшебнице Воде найти потерявшиеся ка-пельки.
2 этап –
ОСНОВ-НОЙ
Выделение за-дач. 1. Повысить уровень про-фессиональной компетен-ции педагогов ОУ воспита-тельного процесса по фор-мированию наблюдатель-ности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Принятие задачи - со-вершить путешествие и найти капельки. 1. Подводит к решению за-дач.
2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования)
3. Организует деятельность
3 этап –
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Продуктивная деятельность. 1. Читают стихи.
2. Исполняют танец «капе-лек»;
3. Опыты со снегом;
4. Игра со снежками;
5. Опыты со льдом;
6. Рисуют «портрет» воды. 1. Организует работу над проектом,
2. Направляет поиск реше-ний; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность;
3. Во время танца детей рас-сказывает сказку о движении капель воды;
4. Активизирует инициативу детей в игровых действиях;
5. Обращает внимание детей на их рисунки, подчеркивая. Что на них изображена вода в разных ее состояниях.
4 этап –
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬ-НЫЙ
Презентация. 1. Рассказывают и показы-вают на коллаже состояния воды:
• капли,
• дождик,
• река,
• вода в аквариуме,
• снежинки,
• облака
1. Организует презентацию коллажа;
2. Волшебница Вода вручает подарок и благодарит за ока-занную помощь.
Распределение деятельности по этапам проекта
Виды деятельности Цели и задачи Ответственные
СЕНТЯБРЬ
- Прогулка целевая на ого-род.
- Знакомство с водой.
- Заучивание потешки «Во-дичка…» Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи; по-знакомить детей со свойствами во-ды. воспитатели
ОКТЯБРЬ
- «Купание куклы Кати»
- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впи-тываться.
- Наблюдение за дождем, лужами.
- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдо-дыр» Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)
С помощью занятия дать представ-ление о том, что необходимо ку-паться, умываться, и для этого необходима вода. воспитатели
родители
НОЯБРЬ
- Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.
- Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют дом. животные. Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку. воспитатели
родители
ДЕКАБРЬ
- Эксперимент (вода – лед – вода)
- Беседы
- Чтение сказки «Заюшкина избушка» Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. воспитатели
ЯНВАРЬ
- Наблюдение за испарени-ем воды
- Эксперимент «В воде не тонет»
- Игра «Пускаем корабли-ки» Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде. воспитатели
родители
ФЕВРАЛЬ
- Эксперимент превраще-ния снега в воду
- Беседы «что пьют живот-ные и птицы зимой» Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире. воспитатели
МАРТ
- Наблюдение за рябью на воде
- Занятия «Постираем кук-ле платье»; «Уход за ком-натными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»
- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на ули-це. Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться. воспитатели
АПРЕЛЬ
- Беседы об обитателях во-ды, о том, что человек под водой дышать не может.
- Эксперимент «Воздух под водой» Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками) воспитатели
родители
МАЙ
- Эксперимент «Окрашива-ние воды»
- Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назна-чении и значении в жизни всего живого
- Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую ка-пельку»
Познакомить еще с таким свой-ством воды как способность окра-шиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде. воспитатели
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. От нашего проекта, ожидаем того, что воспитанники больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении.
2. Это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой.
3. Воспитанник будет воспринимать информацию с удовольствием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования /авторский коллектив Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. С. Солнцева и др., 2014.
2. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей младшего возраста.
/ Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
3.. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном
детстве: методика работы с детьми младшей группы детского
сада. – М. : Новая школа, 1995.
4. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П. Г. Саморуковой. –
М. : Просвещение, 1978.
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник
для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и №
2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд., доп. – М. :
Просвещение, 1980.
6. Лучич М. В. Детям о природе: Пособие для воспитателей детских садов -
М. : Просвещение, 1973.