Полина Жарова
Конспект НОД по познавательному развитию «Пустыня и ее обитатели»
▼ Скачать
Детский сад 403
Конспект НОД по познавательному развитию
Беседа «Пустыня и ее обитатели»
Цель: Сформировать целостное представление детей о пустыне.
Задачи:
- продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;
- обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Пустыня и ее обитатели“» размещена в разделах
- учить отвечать на вопросы, используя в речи сложноподчиненные предложения;
- упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни;
- развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать;
- формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;
- способствовать воспитанию самостоятельности и активности;
- воспитывать бережное отношение к природе через формирование у детей понимания взаимосвязи и взаимозависимости всех объектов и явлений в природе.
Предварительная работа: знакомство с разнообразием природы, животного и растительного мира пустыни, беседы с детьми о пустыне, рассматривание люстраций о животном и растительном мире пустыни.
Словарная работа. Развивать словарный запас детей: «оазис», «песчаная пустыня», «верблюжья колючка», «тушканчик», «саксаул», «бархан», объяснить смысл словосочетания «корабль пустыни».
Материал к занятию:глобус; картины с изображением растений и животных пустыни; карточки с изображением разных животных и растений; доска.
Ход занятия.
- Ребята, на наших занятиях мы путешествуем по нашей планете. Давайте вспомним, где мы с вами побывали. Ответы детей.
- Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие. А куда мы попадем вы узнаете, отгадав загадку:
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется и льется на желтый песок.
В воздухе желтом
и плотном как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
- Куда мы с вами попали?
- Верно, в пустыню.
Пустыня – это большое пространство, покрытое песком, там очень жарко. Песок лежит повсюду, даже горы из песка – барханы. (Рассказ педагога сопровождается показом слайдов.)
- Самая большая пустыня на Земле - Сахара в Африке.
- Интересно, какого цвета пустыня на глобусе? Ответы детей.
- Почему? Ответы детей.
- Я думаю, что пустыню так называют, потому что там пусто. Вы согласны с моим мнением? (Нет.)
- Действительно, название "пустыня" совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к жизни в таких условиях.
-В пустыне выпадает очень мало осадков, там редко появляются облака. Но если тучи сгустились, то это очень опасно. Поднимается ветер, который передвигает песок, в воздухе вьются столбы пыли, понижается температура воздуха. Буря в пустыне представляет большую опасность для животных, растений песчаная буря.
Лето в пустыне длится 5-6 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура воздуха летом +30 градусов. Местами жара достигает 40-50 градусов. В результате, песок в пустыне днем накаляется до 70-80 градусов, при желании в песке можно испечь яйцо. А вот ночи в пустыне, наоборот, прохладные. За все лето, бывает, не выпадает ни капли дождя. Он испаряется, не долетев до земли.
- Какие бывают пустыни? - Песчаные, глинистые, каменистые.
Самая жаркая пустыня находится в Африке. Название у нее сладкое, но не сахар – Пустыня Сахара.
- Где находится самая большая в мире пустыня Сахара? – Самая большая в мире пустыня Сахара находится в Африке.
- Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь.
- Как вы думаете, ребята, на что похожа пустыня? – Пустыня похожа на песочное море.
- Правильно, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застыло. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.
- А какой климат в пустыне? - Климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце, иногда дуют сильные ветра.
- А вы знаете, что такое песчаная буря? – Песчаная буря – это, когда дует сильный ветер и поднимает песок.
- Верно, но так это или нет, мы проверим.
Проведение опытов.
Опыт 1. «Возникновение бури»
- Для проведения опыта разделитесь на пары. (Подходят к столам) Сначала один из вас будет дуть в трубочку, а второй - наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.
- Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.
- А какие растения могут выжить? Назовите их. - Кактусы, верблюжья колючка, саксаул. - Силуэтные изображения растений расставляем на макете пустыни.
- А почему они выживают в условиях пустыни? - Они выживают в условиях пустыни потому, что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях, и у них очень длинный корень.
- Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)
2. Опыт «Что происходит с водой в пустыне»
- Возьмите стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
- Если в пустынях мало растений, то чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни? - они питаются мелкими грызунами, насекомыми, и теми растениями, которые найдут. И еще стараются селиться ближе к оазису.
- Что такое оазис? – Оазис – это место около водоема, островок растительности в пустыне.
- Какие животные могут встретиться нам на берегах Нила в оазисе? Пустыне? (дети называют животных и ставят игрушки на поверхность макета.)
- Как вы думаете, легко ли передвигаться по пустыне?
- Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке, дует горячий ветер.
В этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное, какое вы узнаете, отгадав загадку: Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)
- Конечно, это верблюд. Давайте, посмотрим, что есть у верблюда на спине? (Горбы)
- А как вы думаете, зачем верблюду горбы? Ответы детей.
- В своих горбах верблюд содержит запасы жира, что позволяет ему обходиться без пищи и воды. Существуют верблюды одногорбые и двугорбые. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног.
- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему?
Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Когда в пустыне поднимается ветер, ноздри верблюда закрываются, и это не мешает кораблю пустыни бороздить барханы. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно. Для жителей пустынь – это домашнее животное.
- Подумайте и скажите, как еще приспособился верблюд к жизни в песчаной пустыне? Ответы детей. (Окрас у этого животного под цвет песка.)
- Посмотрите на этого зверька. Он похож на маленького кенгуру. Кто это? (Тушканчик.)
- Какого цвета тушканчик? Почему? (Это маскировка под цвет песка.)
Тушканчика очень трудно заметить на жёлтом песке. Обратите внимание на размер этого животного. - Это животное некрупное. Как вы думаете, почему? (Ему негде спрятаться в пустыне.)
- Эти грызуны являются всеядными животными. Но наибольшее предпочтение отдают пище растительного происхождения. Истинными лакомствами являются различные семена, побеги и корни растений. Если же за ночь грызуну не удалось зеленую растительность, он вполне может довольствоваться насекомыми и их личинками. Интересен еще тот факт, что тушканчик совсем не пьет воду. Ему достаточно соков тех растений, которые он употребляет в пищу. Ночью бодрствуют, а днем отдыхают в норках.
Физминутка
- Вы, наверное, устали?
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как змеи зашипели.
Пошипели, помолчали,
Как тушканчик поскакали.
Поскакали, поскакали,
За барханом мы пропали.
- Рассмотрим следующее изображение. Кулан - вид из семейства лошадиных. Обратите внимание, что куланы – довольно крупные животные. Посмотрите, какого цвета куланы? (Они тоже песочного цвета, потому что так удобнее маскироваться). Эти животные живут стадами. Питаются пустынными растениями.
- Кого вы видите на картине? (Ящерица-круглоголовка.)
- Она умеет мгновенно зарываться в песок в случае опасности.
- А вот змея - песчаный удавчик. Они очень быстро передвигаются по пустыне. Эти животные при отсутствии пищи и воды впадают в спячку.
- Вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Что это? Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды. (Это оазис - расположенный около воды островок растительности в пустыне.)
-А теперь давайте посмотрим, какие же растения есть в пустыне.
- Мы видим необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Кто знает, как называется это растение? (Это верблюжья колючка).
- Как вы думаете, почему это растение так назвали? (Это растение с удовольствием едят верблюды.)
- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.
Вода через песок уходит быстрее, практически не задерживаясь на поверхности. Следовательно, в пустыне вода находится далеко от поверхности.
Если вода далеко, то нужно за ней тянуться. Так и растение тянется за водой.
- У верблюжьей колючки такой длинный корень потому, что вода очень глубоко и корню приходится тянуться за ней.
- Посмотрите, какие листья у верблюжьей колючки? Как вы думаете, почему? (Это позволяет воде меньше испаряться).
- Верблюжья колючка - растение невысокое. А почему, как вы думаете? (Оно бережет влагу, если бы растение было высоким, воды нужно было бы больше).
- Кактус - это растение c толстым сочным стеблем, покрытым колючками. Как мы уже сказали, воды в пустыне очень мало, поэтому стебель должен не только доставлять воду к листьям, но и хранить ее.
- Какое необычное дерево растет в пустыне. Кто знает, как оно называется? (Саксаул.)
- Как вы думаете, почему это дерево без листьев? Ответы детей.
- Дело в том, что саксаул – это
дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, т. к. лишено листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его древесина плотная и прочная. Весной это дерево покрывается своеобразным покровом. Его зеленые ветви тонкие, длинные, как вязальные спицы. Крона у саксаула прозрачная, но массивная. В марте, в период цветения, деревца стоят, обсыпанные желтыми мелкими цветками. А осенью у него созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они за два-три дня прорастают. С наступлением холодов зеленые веточки опадают, и дерево обнажается.
Ребята, а давайте поиграем в игру «Кто где живет» (детям раздаются карточки с изображением животных и растений).
- Вам нужно собрать только животных и растения пустыни.
- А теперь давайте проверим, как мы справились с заданием.
Итог:
- В пустыне очень жарко, мало воды, много песка. Животные и растения пустыни смогли приспособиться к таким трудным условиям, а как именно? Ответы детей.
- Что нового, интересного вы узнали сегодня о животных и растениях пустыни? Каждый из детей высказывается
- На этом наше с вами занятие окончено.