Темирбекова Альбина Салевовна
Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебная глина»
Волшебная глина.
Программное содержание:
Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства познакомить с гончарным промыслом, показать разнообразие изделий из глины. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.
Материал к занятию:
Глина; набор разрезных картинок с изображениями глиняной посуды; глиняные игрушки; иллюстрации с изображением гончарного круга.
Ход занятия:
Рассказ воспитателя.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Волшебная глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Глина находится буквально у нас под ногами, чаще всего около водоемов. Намокнув, глина становится мягкой, пластичной, и ей легко придать нужную форму (демонстрирует кусочек глины, мнет ее). Какой неприродный (искусственный) материал напоминает сырая глина? (Пластилин.) - Хорошо, сделали мы из глины кирпичи, если глину, из которой изготовлен кирпич, нагреть до очень высокой температуры, она становится прочной, твердой, и снова мягкой сделать ее не под силу ни человеку, ни дождю, ни снегу. Давным-давно, когда еще не было приспособлений для изготовления кирпичей, их делали вручную: сначала копали глину, поливали ее водой, топтали, мяли, лепили кирпичи, затем ставили в печь для обжига. Сейчас всю эту работу выполняют машины.
Постарайтесь ответить на вопрос: почему зимой в наших квартирах не холодно? (Зимой включают отопление, и по батареям, которые есть в каждой квартире, течет горячая вода и обогревает воздух в комнатах.) Во многих деревнях еще нет парового отопления. С помощью чего там обогреваются дома (С помощью печи.) Ее делают, «кладут», как говорят в народе, из кирпичей, а потом обмазывают глиной. Глина служит строительным материалом не только для людей. Вспомните, какая птица, живущая под крышей дома, куда вода не попадает, делает гнездо не только из веточек и травинок? (Ласточка.) В народе говорят: «Пчелка лепит свой дом из воска, а ласточка -из глины». Птица затыкает щели между ветками кусочками сырой глины. Высыхая, она крепко склеивает остальной строительный материал. Гнездо становится таким прочным, что, случись ненароком ему упасть, - не разобьется. Возможно, в далекие времена человек заметил это и стал по «ласточкиной технологии» сооружать дома.
Глина - самый распространенный природный материал, из
которого можно вылепить все что угодно. Послушайте стихотворение:
Мастера не любят скуки.
Целый день в работе руки.
Лепят все: горшки и кружки,
Миски, разные игрушки.
Все стоит на полках в ряд -
Дружный глиняный отряд.
Что же можно вылепить из глины? (Посуду, игрушки.)
Однажды котенок, который жил в доме мастеров, разыгрался и прыгнул на полку с глиняной посудой. Все полетело
на пол и разбилось на кусочки.
(Проводится игра «Сложи из кусочков посуду». Воспитатель раскладывает на столе разрезные картинки.)
Помогите мастерам правильно склеить тарелки, чашки, горшки, миски. (Дети составляют картинки.)
Вот какая красивая посуда получилась -и как новая!
Продолжим разговор о глиняной посуде.
Сначала ее лепили руками: маленькую выдавливали из кусочков глины, большую составляли из глиняных колец накладывая одно на другое. Потом появился ручной гончарный круг. Одной рукой его крутили, а другой вылепливали изделия (показывает иллюстрацию). Позже придумали ножной гончарный круг. Лепить посуду стало легче и быстрее. Во всех случаях готовые изделия обжигали в печи.
Глиняной посудой многие до сих пор с удовольствием
пользуются: без всякого холодильника пища в ней не портится в течение нескольких дней, летом в жару долго остается холодной, соль и крупы не впитывают влагу, чай, кофе и специи годами сохраняют свой аромат. Мастера, который лепит из глины посуду, называют гончаром. Гончар вкладывает много сил и душу в свои изделия. Они для него как живые. Об этом говорят названия частей кувшина (показывает) : тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
Вот и поговорили мы с вами о глине. Оказывается, она совсем не простая, а волшебная : сколько нужных и красивых вещей можно из нее сделать!
Дети поют песню «Игрушки из глины».
Игра «Найди лишнее»
Дидактическая задача. Учить находить предметы из глины
среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность.
Материал. Три -четыре игрушки из глины, одно — из пластмассы (резины)
Игровые правила. Выиграет тот, кто быстро и правильно найдет лишние изделия и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры. Выставляются четыре- пять предметов. Следует найти лишний и объяснить почему.
Варианты. Тот игрок, кто правильно ответит, получит фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше
жетонов.