Малика Исакова
Конспект занятия в старшей группе «Птицы Ивановской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
МБДОУ «Детский сад №77» г. Иваново
Составила: воспитатель Исакова Малика Зелимхановна
Цель: формирование интереса и любви у воспитанников к природе родного края, представления об экологических проблемах Ивановской области.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Птицы Ивановской области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- систематизировать и уточнить знания о редких и исчезающих птицах, Красной книги;
- познакомить с профессией – орнитолог;
- воспитывать бережное отношение к миру птиц, желание им помочь.
Предварительная работа: беседы о Красной книге Ивановской области, кто такие браконьеры, просмотр мультимедийной презентации Красная книга, рассматривание книг, энциклопедий и птиц Ивановской области, чтение рассказов о птицах. Проведение дидактических игр «Кто, где живет», «Кто лишний», «Сложи птичку», «Что я за птица?».
Оборудование: Фотографии, изображающие редких птиц Ивановской области; мультимедийная презентация «Редкие птицы Ивановской области» .
Мотивационно- ориентировочная часть:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отгадать о ком пойдет речь сегодня на занятии.
Загадывание загадки:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите». (Птицы)
Воспитатель: Каких птиц вы знаете, ребята?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, много птиц знаете. Значит, вам не трудно будет отгадать мои загадки.
1. Как бы мне пошла корона! —
Важно каркнула (Ворона)
2. Летом за пахарем ходят,
А под зиму с криком уходят. (Грачи).
3. Кто без нот и без свирели
лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
4. Живёт в лесу,
Ухает как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин).
5. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)
6. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова).
7. Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
8. Пёстренькая птичка
В чужое гнездо снесла яичко. (Кукушка).
Основная часть:
Воспитатель: Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок. Существуют также всевозможные весёлые игры, в которых главные герои птички.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят :
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Воспитатель: Ребята, а какое у нас сейчас время года?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно ребята, сейчас зима.
А вы знаете, что не все птицы улетели, есть те, которые остались с нами зимовать. Как они называются? (зимующие, оседлые)
Воспитатель: Каких вы знаете зимующих птиц?
Ответы детей:
Воспитатель: А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Ответы детей:
Воспитатель: Как можно проявить о них заботу зимой?
Ответы детей:
Воспитатель: Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Ответы детей:
Воспитатель: Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, немного подвигаться и представить себя птичкой.
Воспитатель: Где мы с вами можем увидеть птиц?
Ответы детей…
Воспитатель: Дети, я хочу вам предложить отправиться в гости к природе.
(Включается CD с записью музыки «В мире животных». Дети попадают на лесную поляну. Музыка «В мире животных» меняется на звуки птичьих голосов).
Воспитатель: В нашей области много разных птиц. Давайте послушаем их пение, разговоры (дети слушают запись). Каких птиц вы смогли определить?
Ответы детей…
Воспитатель: Ребята, а есть такие птицы, которых мы с вами увидеть не сможем. Их осталось совсем, совсем мало (воспитатель обращает внимание детей на экран и показывает редких птиц Ивановской области : черного аиста, беркута, филина, сизоворонку, удода, клинтуха, лебедя). Посмотрите еще раз на эти картинки. Их так и называют редкие и исчезающие птицы. Как вы думаете, почему их называют редкими?
Ответы детей:
Воспитатель: Этих птиц уничтожили люди - браконьеры, они погибли из-за перемены климата, вырубки леса и загрязнения окружающей среды и т. д.).
Эти редкие птицы, а их более 22 видов занесены в Красную книгу Ивановской области. Ребята, как вы, думаете, почему эта книга имеет именно красный цвет, а не какой-либо другой цвет?
Ответы детей:
Воспитатель: Красный цвет — цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком, ли вольно мы пользуемся щедростью природы)
Воспитатель: А кто из вас знает кто такой орнитолог? Хотите узнать?
Ответы детей…
Воспитатель: Орнитолог – это человек, который изучает птиц. Они знают о птицах все : строение, оперение, повадки. Они в своей работе делают зарисовки птиц или фотографируют. Вот и я вам предлагаю побыть ненадолго орнитологами. Мы с вами много говорили о птицах и я предлагаю вам все полученные знания закрепить в нашей работе – работе орнитолога. Предлагаю вам нарисовать птиц.
Дети: рисуют птиц (звучит аудиозапись «Звуки природы»).
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, птицы у вас получились красивые как настоящие и вам я предлагаю сделать свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких птицах, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю всех вас в круг, чтобы вспомнить, что же нового мы нового сегодня узнали. О чём же мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей:
Воспитатель: А каких птиц мы называем зимующие? Назовите, пожалуйста, зимующих птиц, которых вы запомнили.
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а что такое Красная книга и почему она так называется?
Ответы детей:
Воспитатель: А каких редких птиц, которые занесены в Красную книгу Ивановской области, вы запомнили?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы сохранить природу?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а что интересного вы сегодня узнали?
Что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей:
Воспитатель: А наше занятие окончено. Предлагаю пойти на прогулку и понаблюдать за птицами на нашем участке.
Литература: Картотека подвижных игр; автор – Большекенова А. К.
Мелодии: Звуки птиц – https :/zvukipro.com> Звуки птиц