Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Галина Клеймёнова
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время каждый десятый житель Земли, т. е. более 500 млн. человек, имеет те или иные ограничения жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей, и эти цифры стабильно растут: детей, нуждающихся в специальном обучении ( в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т. д.) ежегодно становится больше на 3-5% [1]. Такие дети, в силу особенностей развития, не могут вести активный образ жизни, получать социальный и коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками, и эти факторы формируют социально-депривированную личность.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Проблема социальной адаптации детей с ОВЗ очень важна, так как общество в настоящий момент не готово принять таких детей, а сам ребенок не может приобщиться к жизни в современном мире. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, нарушается связь с социумом. Так же на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, а, зачастую, не знает, каким образом передать ребенку с ОВЗ тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфических средств, методов, путей обучения.

Семья – микросоциум, который формирует нравственные качества ребенка, его отношение к миру, к другим людям. Успешность развития ребенка во многом определяется условиями среды, в которой он живет, тем, какую содержательную помощь ему организуют взрослые с момента его рождения.

Осуществление психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, позволяет гармонизировать детско-родительские отношения и решать проблемы дифференциальной и адресной помощи ребенку. Ребенок, имеющий недостатки в развитии, зачастую вызывает особые переживания у родителей. Так, когда ребенку предстоит идти в детский сад или поступать на обучение в школу, его родители могут испытывать чувство страха, беспокойства, ущемленного самолюбия и неудовлетворенности из-за того, что их ребенок будет отличаться от сверстников. Чувство ущербности, вины, переживания из-за рождения «особого» ребенка, связанные с его развитием, обучением, успешным будущим, может преследовать родителей и близких в течение всей их жизни. Родители могут испытывать чувство горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих сверстников, имеет внешние признаки психофизического недоразвития, неадекватно ведет себя в общественных местах, плохо думает и говорит, с ним бывает трудно установить контакт и, как правило, имеет большие трудности в обучении. Вместе с тем родители надеются на оказание специалистами их ребенку помощи, в которой он нуждается. В. В. Ткачева выделила следующие проблемы, характерные для семей, имеющих детей с ОВЗ [5] :

- низкий уровень реабилитационных возможностей для оказания своему ребенку помощи;

- низкую психолого-педагогическую компетентность родителей, отсутствие необходимых педагогических знаний и мотивации к их приобретению;

- высокий уровень психической травмированности родителей (лиц их замещающих, вызванный рождением детей с психофизиологическими недостатками.

Учитывая вышеизложенные наблюдения, можно отметить, что проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и оказание психологической помощи их родителям является актуальной. Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т. к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе.

Также одной из задач психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих «особых» детей, является привитие родителям понимания того, что ребенку необходимо чувствовать себя полноценным членом общества. Необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в жизни ребенка, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества [2]. Любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть социально востребованным. Эту непростую задачу призваны выполнять специалисты «помогающих» профессий совместно с родителями.

Анализируя работу нашего МБДОУ д/с №67, мы выявили основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ :

1. Умышленное ограничение в общении. Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека и симбиоз. Часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В итоге дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать своё «особое положение», становятся ревнивы, либо инфантильны, часто манипулируют взрослыми, требуют повышенного внимания. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство неполноценности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

3. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи», которая проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.

4. Эмоциональное отвержение. Воспитание посредством нарочитого лишения любви, либо посредством вызова чувства вины.

5. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, нами была определена общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение психолого-педагогической и социальной компетенции родителей, помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Другими словами, работа с родителями включает следующие направления: образовательно-просветительскую работу и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Для реализации вышеуказанных направлений в нашем детском саду функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, одной из задач которого является психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих «особых» детей. С целью расширения психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в г. Таганроге, с 2013 года в нашем ДОУ организована интегрированная детско-родительская группа, в которой по заключению ПМПК г. Таганрога коррекционно-педагогическую помощь получают дети со сложной структурой дефекта в сопровождении родителя (законного представителя). Каждое индивидуальное или подгрупповое коррекционное занятие здесь проходит с использованием ряда приемов: действия специалиста с ребенком; совместные действия родителя и специалиста с ребенком; действия родителя с ребенком; самостоятельные действия ребенка.

Основная цель, нашей работы - передача семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, ведущей роли в реабилитационном процессе.

Педагог-психолог на обучающих занятиях-практикумах, знакомит родителей с примерами реагирования на поведенческие аномалии их ребенка, помогает разобраться родителям в сложившихся сложных взаимоотношениях между ними и ребенком, знакомит с последствиями применения родителями разных тактик воспитания, особенностями протекания возрастных кризисов и критических состояний, которые может испытывать семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ. Педагогический блок направлен на ознакомление родителей с теми трудностями, которые возникают у детей при обучении и нахождение путей их преодоления. Это направление осуществляется учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем, инструктором ФК, музыкальным руководителем.

Такие занятия позволяют осуществлять индивидуальный подход, т. к. на занятии используется то, что важно конкретному ребенку в конкретных условиях, привлечь родителей к процессу реабилитации, повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, т. к. получая во время занятий определенные знания и конкретные приемы работы с собственным ребенком, родители переносят их в повседневную жизнь, что делает коррекционный процесс непрерывным. Изменение отношения родителей к себе происходит непосредственно при включении в процесс реабилитации - они приобретают уверенность, что способны помочь своему ребенку а значит, справляются с ролью родителей.

Преимущества индивидуальных детско-родительских занятий в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ раннего возраста неоднократно подчеркивала профессор, к. п. н. Е. А. Екжанова.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, часто не понимают и не видят реальных возможностей и целей развития их ребенка, поэтому таким родителям требуется психолого-педагогическая помощь.

Итак, оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, будет оказана своевременная и квалифицированная помощь.

Список использованной литературы:

1. Адамович О. В. Использование элементов фольклора в развитии творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья /Образовательные инновации и психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ /Сб. науч. -метод. материалов / Под ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой – М. : Федеральный институт развития образования, 2013. – С. 88-94.

2. Буланова О. Е. Современное состояние практики и проектирование условий развития ребенка с проблемами здоровья /Образовательные инновации и психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ. Сб. науч. -метод. материалов / Под ред. А. Ю. Белогурова О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой – М. : Федеральный институт развития образования, 2013. – С. 3-11.

3. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. Пособие для вузов. — М. : Дрофа, 2008.

4. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». - М. : «Просвещение», 2010.

5. Ткачева В. В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития//Психолого-педагогическая диагностика : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М. : Изд. центр «Академия», 2003.

Публикации по теме:

Презентация «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» Нормативная документация Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном.

Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения «Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения» Содержание специального.

Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями.

Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровьяПедагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья О. Н. Белова город Новочебоксарск Чувашская Республика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. Безусловно, внутрисемейные отношения.

Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии Исследования последних лет, проведённые врачами, психологами и педагогами, показали, что в современной детской популяции наблюдается явное.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехникиРазвитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехники Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, посредством мнемотехни и. Подготовили: учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 25 декабря 2018 в 22:31
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Галина Клеймёнова (УИ 285620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД