Ксения Румянцева
Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога в дошкольном образовательном учреждении в свете профстандарта
▼ Скачать + Заказать документы
Сл 2-
Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности педагога.
(Как вы уже поняли, что) впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт Педагога, нацеленный на повышение качества образования.
Сл 3- В документе указаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Публикация «Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога в дошкольном образовательном учреждении в свете профстандарта» размещена в разделах
В части пятой среди профессиональных компетенций педагога дошкольного образования указана необходимость применения психологических знаний в работе с детьми и их родителями (п. п. 7, 8, 9, 10).
Сл 4 - Кроме реализации рекомендаций психолога и создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды, педагог должен владеть
- методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга,
- а также методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста,
- уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
В концепции профессионального стандарта педагога указано, что его введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов подготовки и переподготовки педагогов.
Существенные изменения должны произойти в части усиления психолого-педагогических, этических и других аспектов в системе повышения квалификации и подготовки педагогов.
Сл 5 - Прежде, чем говорить о подготовке педагогов, следует обратить внимание на проблему психологической готовности педагогов.
Последнее связано со спецификой педагогической деятельности. Известно, что деятельность педагога непрерывно связана с общением, нервно-психическим напряжением и подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и выгорания. А в последние время, особенно в условиях реформы дошкольного образования, проблема сохранения психологического здоровья педагога становится особенно острой.
Наряду с этим необходимо отметить, что профессиональная успешность педагога во многом зависит от совокупности его психологических и психофизиологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости.
Особое значение в свете новых задач приобретают требования к подготовке воспитателя детского сада, уровню его профессионализма и компетенции.
Сл 6 - Понятие профессионализма включает не только характеристику высококвалифицированного труда, но и владение педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, и его способность систематически, надежно и эффективно выполнять свои обязанности в самых разнообразных условиях.
Профессиональная компетенция является необходимой составляющей профессионализма.
Сл 7 - К основным составляющим профессиональной компетентности относятся :
- интеллектуально-педагогическая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- информационная компетентность;
- рефлексивная компетентность,
- психологическая компетентность и др.
Из сказанного становится очевидным, что современному педагогу необходимо обладать определенными набором компетенций.
Наиболее значимой составляющей профессионализма педагога является психологическая компетентность.
Сл 8 - Психолого-педагогическая компетентность - это
- совокупность знаний, умений и навыков по психологии;
- чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога;
- умение использовать психологические знания в работе;
- умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.
Однако такое определение не учитывает способности педагога
- принимать психологическую информацию,
- осмысливать её,
- включать в мотивационно - личностный план,
- строить на её основе систему отношений,
- принимать адекватные психологические решения.
Сл 9 - Таким образом, можно сказать, что термин «психологическая компетентность» выходит за рамки психологической грамотности и должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации.
Профессиональный педагог должен располагать обширным запасом знаний из области психологии управления, конфликтологии, психологии общения и других областей психологического знания.
Л. С. Выготский утверждал: «В будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на психологии, и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии».
Сл 10 - Деятельность педагога дошкольного учреждения включает три направления:
- воспитательно–образовательное,
- учебно-методическое
- и социально – педагогическое.
Современные условия жизни населения нашей страны вносят значительные коррективы во все направления деятельности педагогов.
Работа педагога с семьей воспитанников также становится более сложной как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Современные педагоги достаточно грамотны, имеют доступ психолого-педагогической информации, но их знания носят случайный, бессистемный характер. Но, в то же время, их отличает повышенное самомнение и амбициозность.
С другой стороны, сокращение свободного времени у педагогов, перегрузки на работе, чрезмерная занятость экономическими, бытовыми и личными проблемами приводит к утомляемости, повышенной раздражительности, стрессам.
Сл 11 - Поэтому администрация для установления и развития контактов с педагогами и родителями должна владеть набором определенных знаний и умений:
- умение различать настроение,
- особенности их характера и поведения,
- умение кратко и точно, выразительно
- и доходчиво передать свою мысль.
Сл 12 - Анализ современной ситуации показывает, что педагоги детских садов нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема психолого-педагогических знаний) испытывают значительные трудности в организации работы с ребенком на оптимальном уровне, проблемы во взаимодействии с родителями и сотрудниками.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что сегодня наиболее остро ощущается потребность в повышении и эффективности подготовки педагогических кадров. В современных программах акцент смещен в сторону подготовки повышения общепедагогической и методической подготовки педагога, формирования педагогического мастерства и формирования педагогической культуры педагога.
В то же время психолого-педагогическим аспектам деятельности педагога уделяется недостаточно внимания. Практика показывает, что необходимо расширить психолого-педагогическую подготовку специалиста детского сада.
Сл 13 – Современный педагог должен уметь
- творчески сотрудничать, как с детьми, так и с родителями, и с коллегами по работе;
- грамотно решать конфликтные ситуации.
А для этого необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Разработать необходимые рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций, по формированию благоприятного морально-психологического климата.
Сл 14 - Для успешной деятельности также необходимо педагогическое взаимодействие не только воспитателей, но и руководителей дошкольного образовательного учреждения, способствующее обмену информацией и организации деятельности.
Такое взаимодействие обеспечивает единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Притча про знания
Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дрогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности.
Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло и они остались в живых. Их выбросило на берег и они оказались на одном из необитаемых островов.
Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать.
Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять».
Те книги, которые вы читаете, те мероприятия, в которых вы принимаете участие дает возможность не только развиваться, но и получать новые знания, которые останутся с вами навсегда и будут помогать вам в достижении ваших целей.