МААМ-картинки

Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога в дошкольном образовательном учреждении в свете профстандарта

Ксения Румянцева
Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога в дошкольном образовательном учреждении в свете профстандарта
▼ Скачать + Заказать документы

Сл 2-

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности педагога.

(Как вы уже поняли, что) впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт Педагога, нацеленный на повышение качества образования.

Сл 3- В документе указаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога в дошкольном образовательном учреждении в свете профстандарта» размещена в разделах

В части пятой среди профессиональных компетенций педагога дошкольного образования указана необходимость применения психологических знаний в работе с детьми и их родителями (п. п. 7, 8, 9, 10).

Сл 4 - Кроме реализации рекомендаций психолога и создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды, педагог должен владеть

- методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга,

- а также методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста,

- уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

В концепции профессионального стандарта педагога указано, что его введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов подготовки и переподготовки педагогов.

Существенные изменения должны произойти в части усиления психолого-педагогических, этических и других аспектов в системе повышения квалификации и подготовки педагогов.

Сл 5 - Прежде, чем говорить о подготовке педагогов, следует обратить внимание на проблему психологической готовности педагогов.

Последнее связано со спецификой педагогической деятельности. Известно, что деятельность педагога непрерывно связана с общением, нервно-психическим напряжением и подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и выгорания. А в последние время, особенно в условиях реформы дошкольного образования, проблема сохранения психологического здоровья педагога становится особенно острой.

Наряду с этим необходимо отметить, что профессиональная успешность педагога во многом зависит от совокупности его психологических и психофизиологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости.

Особое значение в свете новых задач приобретают требования к подготовке воспитателя детского сада, уровню его профессионализма и компетенции.

Сл 6 - Понятие профессионализма включает не только характеристику высококвалифицированного труда, но и владение педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, и его способность систематически, надежно и эффективно выполнять свои обязанности в самых разнообразных условиях.

Профессиональная компетенция является необходимой составляющей профессионализма.

Сл 7 - К основным составляющим профессиональной компетентности относятся :

- интеллектуально-педагогическая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность;

- рефлексивная компетентность,

- психологическая компетентность и др.

Из сказанного становится очевидным, что современному педагогу необходимо обладать определенными набором компетенций.

Наиболее значимой составляющей профессионализма педагога является психологическая компетентность.

Сл 8 - Психолого-педагогическая компетентность - это

- совокупность знаний, умений и навыков по психологии;

- чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога;

- умение использовать психологические знания в работе;

- умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Однако такое определение не учитывает способности педагога

- принимать психологическую информацию,

- осмысливать её,

- включать в мотивационно - личностный план,

- строить на её основе систему отношений,

- принимать адекватные психологические решения.

Сл 9 - Таким образом, можно сказать, что термин «психологическая компетентность» выходит за рамки психологической грамотности и должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации.

Профессиональный педагог должен располагать обширным запасом знаний из области психологии управления, конфликтологии, психологии общения и других областей психологического знания.

Л. С. Выготский утверждал: «В будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на психологии, и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии».

Сл 10 - Деятельность педагога дошкольного учреждения включает три направления:

- воспитательно–образовательное,

- учебно-методическое

- и социально – педагогическое.

Современные условия жизни населения нашей страны вносят значительные коррективы во все направления деятельности педагогов.

Работа педагога с семьей воспитанников также становится более сложной как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Современные педагоги достаточно грамотны, имеют доступ психолого-педагогической информации, но их знания носят случайный, бессистемный характер. Но, в то же время, их отличает повышенное самомнение и амбициозность.

С другой стороны, сокращение свободного времени у педагогов, перегрузки на работе, чрезмерная занятость экономическими, бытовыми и личными проблемами приводит к утомляемости, повышенной раздражительности, стрессам.

Сл 11 - Поэтому администрация для установления и развития контактов с педагогами и родителями должна владеть набором определенных знаний и умений:

- умение различать настроение,

- особенности их характера и поведения,

- умение кратко и точно, выразительно

- и доходчиво передать свою мысль.

Сл 12 - Анализ современной ситуации показывает, что педагоги детских садов нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема психолого-педагогических знаний) испытывают значительные трудности в организации работы с ребенком на оптимальном уровне, проблемы во взаимодействии с родителями и сотрудниками.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что сегодня наиболее остро ощущается потребность в повышении и эффективности подготовки педагогических кадров. В современных программах акцент смещен в сторону подготовки повышения общепедагогической и методической подготовки педагога, формирования педагогического мастерства и формирования педагогической культуры педагога.

В то же время психолого-педагогическим аспектам деятельности педагога уделяется недостаточно внимания. Практика показывает, что необходимо расширить психолого-педагогическую подготовку специалиста детского сада.

Сл 13 – Современный педагог должен уметь

- творчески сотрудничать, как с детьми, так и с родителями, и с коллегами по работе;

- грамотно решать конфликтные ситуации.

А для этого необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Разработать необходимые рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций, по формированию благоприятного морально-психологического климата.

Сл 14 - Для успешной деятельности также необходимо педагогическое взаимодействие не только воспитателей, но и руководителей дошкольного образовательного учреждения, способствующее обмену информацией и организации деятельности.

Такое взаимодействие обеспечивает единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Притча про знания

Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дрогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности.

Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло и они остались в живых. Их выбросило на берег и они оказались на одном из необитаемых островов.

Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать.

Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять».

Те книги, которые вы читаете, те мероприятия, в которых вы принимаете участие дает возможность не только развиваться, но и получать новые знания, которые останутся с вами навсегда и будут помогать вам в достижении ваших целей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

ИКТ в дошкольном образовательном учреждении ИКТ Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео,.

Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении. Добрый день уважаемые коллеги. Современное общество трудно представить без использования ИКТ и детский сад не является исключением. Под.

Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО.

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении Введение Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном.

Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении. Календарное планирование.

Педагогический совет «Психолого-педагогические аспекты суицидального поведения подростков» Педагогический совет март, 2018 г. «Психолого-педагогические аспекты суицидального поведения подростков» Слайды 1 Вступительное слово директора.

Педагогическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении Понятие «педагогическое сопровождение» вошло в педагогику относительно недавно. Оно сформировалось на основе концепции гуманистической педагогики.

Психолого-педагогические аспекты сотрудничества детского сада и семьи МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Семинар для педагогов. «Психолого-педагогические аспекты сотрудничества детского.

Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания Психологи, педагоги и учёные разных времён подчёркивали значимость нравственности в воспитании ребенка. Соответственно, для того чтобы глубже.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога в дошкольном образовательном учреждении в свете профстандарта
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 22:43
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога в дошкольном образовательном учреждении в свете профстандарта» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Румянцева (УИ 347735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД