Елена Дмитриевна Бондарева
Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша
Выполнил:
студент (ка) группы ДО-4
Елена Дмитриевна Бондарева
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Мышление как процесс познания окружающего мира
1.2 Характеристика логических операций мышления
1.3 Особенности освоения логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте
1.4 Логические блоки З. П. Дьенеша как средство развития логического мышления старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современные примерные основные образовательные программы дошкольного образования наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, ставят задачу развития математического мышления, но объем знаний, полученных ребенком, как правило, примерно соответствует действующему Федеральному государственному стандарту образовательному дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт). [16] Являясь обязательным минимумом ФГОС ДО отражает совершенствование содержания и методов усвоения различных направлений развития и образования детей (образовательных областей, в том числе и математических знаний. Балансом между образовательными программами и Стандартом в полной мере может служить логическая подготовка, которая выходит за рамки подготовки к изучению математики и является одним из средств умственного развития дошкольника.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Что они дают ребёнку? Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во-вторых, он познаёт пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет ребёнку развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.
На наш взгляд, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий аспект. Усвоение математических знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих такие затруднения, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. По мнению Белошистой А. В. детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать. [2, 188]
Также Белошистая А. В. утверждает, что в целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, ребёнку станет легче учиться. [1, 112]
А Давыдова В. В. считает, что логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. [5, 192]
Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирования логической сферы дошкольников является одной из популярных методических проблем последних десятилетий.
К вопросу развития логической сферы дошкольников обращались З. А. Михайлова, Л. А. Венгер, А. А. Столяр, А. З. Зак. Означенной проблемой также занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель, М. Берцфаи, М. Монтессори, Ж. Пиаже, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. И. Мещеряков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Семёнов, Б. М. Кедров, Н. В. Григорян, Л. М. Фридман, Н. А. Подгорецкая и др.
Существует два способа развития логических умений дошкольников: традиционное арифметическое содержание и менее традиционное — геометрическое. В методических работах упомянутых авторов в большей мере используется геометрическое содержание, нежели арифметическое. [2, 279]
Суть проблемы состоит в том, чтобы через использование занимательного дидактического материала организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры, в процессе знакомства с математическим содержанием.
Однако анализ современных примерных основных образовательных программ дошкольного образования показывает не только недостаточный уровень отражения темы данного направления в программно-инструктивных документах, но и научно-обоснованных рекомендаций по использованию занимательного дидактического материала как средства математического развития.
На наш взгляд, наиболее эффективным пособием геометрического содержания являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком З. П. Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Противоречие: Анализ примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» показывает, что в самой программе и методических пособиях Е. В. Соловьёвой не достаточно уделяется внимание использованию занимательных дидактических материалов с целью развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Существующие противоречия в подходах к проблеме развития логического мышления детей дошкольного возраста, актуальность данной проблемы и собственный интерес послужили поводом выбора нами темы исследования: «Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша».
Объект исследования: процесс формирования логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: блоки З. П. Дьенеша как средство развития логического мышления дошкольников.
Цель исследования: изучение возможностей использования блоков З. П. Дьенеша с целью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Конкретизировать научное представление о структуре логического мышления дошкольников.
3. Охарактеризовать особенности освоения логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте.
4. Изучить особенности блоков З. П. Дьенеша и их значение в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научной литературы и периодических изданий по проблеме исследования.
Методологическая база: теоретической основой данной работы послужили идеи таких авторов, как: Носова Е. А., Непомнящая Р. Л., Белошистая А. В., Истомина Н. Б. - о возможностях использования блоков З. П. Дьенеша для развития мышления детей; Давыдов В. В. – о проблемах развивающего обучения; С. Л. Рубинштейн.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования, мы выявили, что проблема развития логической сферы детей дошкольного возраста является одной из популярных методических проблем последних десятилетий. Необходимость и возможность развития логической сферы ребенка дошкольного возраста неоспоримы, как и то, что это проблема более всего именно математического развития. Задача педагога состоит в том, чтобы через использование занимательного дидактического материала организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры, в процессе знакомства с математическим содержанием. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т. е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на формирование и развитие математических способностей дошкольника.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы конкретизировали научное представление о структуре логического мышления дошкольников. Выявили, что логическое мышление не является врожденным, поэтому его следует развивать различными способами (методами, начиная с раннего возраста.
Мы охарактеризовали особенности освоения логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте, когда ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Этот возраст также является переходным к развитию логического мышления. В данный возрастной период ребенок приобретает способности оперировать логическими операциями. Более успешно дети справляются с заданиями на классификацию, обобщение, сериацию предметов по сенсорным признакам.
Также мы проанализировали особенности блоков З. П. Дьенеша и их значение в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, сделали вывод о том, что логические блоки З. П. Дьенеша имеют свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений и развитию логических форм мышления.
Необходимость пересмотра методов и содержания обучения нашли отражение в работах психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблемы математического развития дошкольников, в частности, З. А. Михайловой, Л. А. Венгера, А. А. Столяра, А. З. Зака, результаты научных поисков которых вызвали необходимость совершенствования разделов математического содержания.
Таким образом, углубленное изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме соотношения логической сферы ребенка и его математического развития, позволил нам изучить возможности использования блоков З. П. Дьенеша с целью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений/ А. В. Белошистая. – М. :ВЛАДОС, 2013. – 296 с. : ил.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб, заведений/ А. В. Белошистая. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с. : ил.
3. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. 17 т. – М. : Советская энциклопедия, 1974. – 616 с. : 34 л. ил. и карт.
4. Большой психологический словарь. / Б. Г. Мещерякова [и др].; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : 2003. - 672 с.
5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д. чл. и чл. -кор. АПН СССР)
6. Дубровина, И. В. Данилова Е. Е. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464с.
7. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пoсoбиe для стyд. сpед. и высш. учеб. заведений/ Н. Б. Истомина. - 4-е изд., стepеoтип. - М. : 200l.- 288с.
8. Маклаков, А. Г. Общая Психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)
9. Немов, Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования/ Р. С. Немов. - 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
10. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : Владос, 2002. – 256 с. : ил. – (Подготовка детей к школе)
11. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: Б-ка программы "Детство"/ Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 94 с.
12. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр. ]. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с. - Доп. тит. л. фр., англ. - Библиогр. : с. 646-659.
13. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»/ С. Г. Якобсон [и др]. – М. : Просвещение, 2014. – 232 с.
14. Психология и педагогика: Учебное пособие / В. М. Николаенко [и др].; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В. М. Николаенко. — М. : ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – 2-е изд. СПб, Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования
17. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов Х91 пед. нн-тов/ сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1987.— 447 с.
18. Развитие логических операций мышления у детей дошкольного возраста. / Составители: Д. В. Гилева, С. В. Круглова, педагоги. https://www.scienceforum.ru/2015/1348/7878# (16.12.2017)
19. Особенности формирования у дошкольников логических приёмов мышления. / Составитель Л. В. Воронина, д-р пед. наук, доцент. http://www.school-detsad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=245:2012-12-05-17-17-45&catid=53:avti-articles&Itemid=77 (25.09.2017)
20. Мышление – процесс познания. / Составитель Т. Ушакова, психолог. http://www.o-vni.ru/2010/09/blog-post_06.html (27.10.2017)
21. Мышление (психология). Материал из Википедии – свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление_(психология) (7.12.2017)