Ольга Астафьева
Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи, педагоги и учёные разных времён подчёркивали значимость нравственности в воспитании ребенка. Соответственно, для того чтобы глубже изучить тему нравственного воспитания, а также подчеркнуть для себя какие-то важные вещи, мы решили обратиться к истории.
Публикация «Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания» размещена в разделах
Мы считаем, что для того чтобы рассматривать нравственное воспитание, необходимо сформировать у детей наиболее важные понятия, связанные с нравственностью. Поэтому, прежде всего, в нашем исследовании нужно дать определения ряду понятий, которые мы будем использовать в ходе всей дипломной работы. В качестве наиболее важных, можно выделить следующие понятия: этика, мораль, нравственность, а так же мотиваия. Подход к рассмотрению нравственных ценностей изменялся на протяжении всей истории развития человечества. В каждом историческом периоде был новый уровень становления морали.
«Понятие «этика» ввел Аристотель. Это греческое слово «ethos» - обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля было учение о добродетелях, добродетельном поведении». Мы решили ссылаться именно на Аристотеля, поскольку он был основоположником.
Понятие «мораль» также является наиболее частым в употреблении. Оно латинского происхождения «moralize», которое в отличии от этики, является более узконаправленным. По мнению древних римлян, мораль – это показатель степени приобщенности к «своей» культуре. Понятия «этика» и «мораль» мы рассматриваем в первую очередь, так как они являются основой нравственного воспитания.
Таким образом, в следствии разных происхождений, понятия «мораль» и «этика» стали иметь разные значения.
Гораздо сложнее приходится с понятиями «мораль» и «нравственность». В данном случае мы имеем 2 базовых подхода. «Мораль» и «нравственность» раньше не имели никаких различий в философии и являлись синонимами. (И. С. Кон, В. П. Кобляков, но в наше время, философы выделили ряд отличий. «Мораль» - отличительное общественное явление, которое определяется рядом объективных условий жизни населения, это форма социального сознания, ряд норм и принципов, которым подчиняется общество. ««Нравственность» - понимается как узконаправленное понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности (Ф. Т. Хаматнуров, А. И. Шемшурина и др.)». Мы выбрали именно эти определения, так как данное значение является принципиальным для нашего исследования. Процесс усвоения социальных норм человеком, происходит за счет нравственного воспитания. Это является уровнем обыденного сознания, так как ученики воспринимают и запоминают правила морального поведения благодаря педагогу. А этические знания находятся на теоретическом уровне понимания, на котором происходит обоснование законов морали. Итак, термин «этические знания» является более подходящим для нашего исследования по сравнению с «нравственными нормами».
Нельзя не отметить, насколько высока роль морали в обществе. Для того чтобы доказать это, в своей работе мы продемонстрируем функции морали, выделяемые учеными со всего мира. Они считают, что мораль является одним из основных механизмом управления и регулирования общественной жизни. К примеру, Л. М. Архангельский выявил 3 основные функции морали: отражательную, регулятивную и воспитательную. Е. А. Якуба – функции общественной ориентации и регулировки. Кроме того, существуют такие функции как революционно-критическая гносеологическая, апологетическая, воспитательная (С. Ф. Анисимов, В. П. Кобляков, функция развития общественного субъекта (Т. С. Лапина, функция предвосхищения (А. И. Титаренко).
Итак, Т. С. Лапина, выделяет следующие функции морали, которые являются основными:
1) Функция общественной ориентации либо общественного регулирования;
2) Познавательная функция, революционно-критическая функция и апологетическая функция;
3) Мораль в качестве системы ценностей, побуждений и ограничений человека, воспитательная, а также развития общественного субъекта.
Что касается структуры морали, нужно отметить, что мораль определё нного социума проявляется:
Прежде всего, в сфере социального разума.
Также, в сфере социальной активности.
И, наконец, в сфере социальных взаимодействий.
Мы должны понимать структурную иерархию нравственного сознания для того, чтобы определить при каких условиях развиваются нравственные понятия человека. Нравственные нормы - простейшая форма требований. В каждом обществе существует ряд норм, которые поощряются или запрещаются посредством предъявления норм.
Нравственное качество является более высоким уровнем морального сознания. Никакие запреты, правила и нормативы не воспроизводятся в сознании индивида, при условии, что у него сформировались конкретные нравственные принципы. Такой человек способен принимать решение самостоятельно, без дополнительного влияния.
Представления о нравственности начали формироваться в середине 1 тыс. до н. э. в Китае, Древней Греции и Индии. Древние философы: Сократ (469-399 гг. до н. э., Платон (428-348 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.) активно занимались вопросами, касающиеся нравственности. В то время о нравственной личности говорилось следующие: «Нравственно прекрасным зовут того человека, который обладает совершенным достоинством, который мужественный, благоразумный, справедливый и содержит в себе все добродетельные качества человека» [3, стр. 360]. В пятом веке до н. э. изучение понятия «нравственность» занимает ведущее значение в духовной культуре. Такой интерес появился вследствие духовного и социально-экономического развития человечества. В предыдущий период в течении тысячелетий был разработан первый мыслительный материал, который проявлялся больше всего в устном народном творчестве – в сказках, мифах, а также в религиозных представлениях первобытных людей.
Так как мы рассматриваем исторический аспект нравственного воспитания, хотелось бы также обратиться к более поздним понятиям «нравственности», «морали» и т. д.
Даль определял значение морали как «высоконравственное учение, правила для свободы совести людей». Философ утверждал: «Нравственный – обратный телесному, душевный. Нравственный уклад людей имеет большее значение уклада вещественного» Мы будем опираться на определение Даля, так как оно, на наш взгляд, наиболее подходящее для нашей работы.
Ницше полагал: «Быть моральным, нравственным, этичным – означает проявлять подчинение издавна определенному обычаю». «Мораль –чванность людей перед естеством».. Как указывается в научной литературе, мораль возникла во время развития общества, в появлении которой решающую роль сыграла трудовая деятельность людей. Как правило, мораль сохраняется благодаря силе общественного мнения и соблюдается в силу убеждения. Также, мораль описывается в разнообразных заповедях и принципах, в которых предписывается, как следует, а как не следует поступать. Определение Ницше также симпатизирует нам и является подходящим для данной дипломной работы.
По истечении времени, значение понятия «нравственность» изменилось. К примеру, если найти его в словаре Ожегова С. И. мы можем наблюдать следующее: «Нравственность – это моральные, этические качества, которых придерживается личность, нравственные нормы, законы поведения, которые определяются данными качествами. К данному определению мы обратились, так как оно является более актуальным в наше время.
«Нравственные нормы – это правила, требования определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определённым поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Мы не могли не рассмотреть понятие «нравственные нормы», так как оно имеет прямое отношение к нравственному воспитанию.
П. И. Подласый дает следующее определение понятию нравственное воспитание : «это направленное и регулярное влияние на сознание, эмоции и действия учеников с целью развития у них нравственных качеств, которые соответствующих условиям морали в обществе». [48, 163]. П. И. Подласый является специалистом в области нравственного воспитания, именно поэтому мы решили опираться именно на его определение.
«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ и оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов». Данные понятия также необходимы нам для изучения нравственного воспитания.
Ребёнок должен не только знать основы этических норм, а также должен обладать мотивацией к исполнению соответствующего поведения. У него должны возникать желание и потребность вести себя в соответствии с этими нормами. Следовательно, далее мы рассмотрим понятие «мотивация»
«Мотивация – процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне».
Как проявление этических норм, мы рассмотрим культуры внешности, быта и поведения.
Культура внешности: ребёнок соблюдает правила личной гигиены, приходит в школу опрятный, чистый, в школьной форме и т. д.
Бытовая культура и культура поведения детей в младшем школьном возрасте: ребё нок должен знать как вести себя в школе и вне школы: не обижать своих одноклассников и друзей, не ругаться, не обзываться, не драться, не сплетничать. То есть, ученик должен вести себя в соответствии с нравственно-этическими нормами.
Правильным поведением считается поведение учеников, согласно уставу школы. Цель этих правил заключается в создании в учебном заведении комфортной рабочей обстановки, которая будет способствовать продуктивной учебной деятельности, воспитание, уважение к каждой личности и её правам, а также формирование культуры поведения и коммуникативных навыков. Устав школы включает в себя общие правила поведения, поведение на занятиях, а также поведение до начала, в перерывах и после окончания занятий.
Для того чтобы сформировать правильное поведение детей на уроке и перемене, учитель должен уделять особое внимание вопросу нравственного воспитания во время классных часов, бесед, как групповых, так и индивидуальных, при выборе фильмов и музеев. Более подробно, мы рассмотрим это в практической части нашей дипломной работы.
Существует огромное множество факторов, которые влияют на нравственное формирование личности, но, к сожалению, главную роль в этом процессе играет далеко не учитель, а социальные сети. В наше время школьники уже со 2-3 класса ориентируются на своих одноклассников, на то, что модно и популярно в их кругах. Как следствие, в подростковом возрасте, эти дети в основном только сидят в YouTube и других социальных сетях и призывают на баррикады. В качестве примера можно привести всем известный митинг Навального. У подростков сформировалось странное сознание. Они настроены против правительства, с которым они вообще никогда не сталкивались и понятия не имеют, о чем они говорят.
Это происходит, потому что нравственные установки формирует далеко не школа. Соответственно, чтобы этого не было в подростковом возрасте, учителя должны уже в начальной школе заниматься этим вопросом. Пока дети ещё не зависли в социальных сетях, пока у педагога ещё остаётся ведущая роль и он может оказывать на них воздействие. Тем не менее, необходимо учитывать, что ребёнок уже находится под влиянием одноклассников. Педагогам следует вести грамотную работу, на основе общих интересов и стремиться к тому, чтобы педагогические факторы играли ведущую роль в формировании личности.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что и в наше время данная проблема имеет большое значение и требует особого внимания и трудоёмкой работы.