Ксения Машурина
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все педагоги и философы, которые изучали проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С. Л. Рубинштейн. Он отмечал, что для говорящего речь, которая передает его смысл, будет являться связной, но формы связности в ходе развития будут меняться. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».
Публикация «Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь, по мнению С. Л. Рубинштейна, может быть непонятной потому, что мысли не внятны и не фигурируют в мысли говорящего. Или потому, что, хоть и фигурируют в мысли говорящего, эти связи ясно и понятно не сформулированы в его речи. Связная речь может быть вполне ясна, основываясь на собственное предметное содержание. И чтобы речь была понятой, нет нужды специально учитывать ситуацию. Все в той речи понятно для другого собеседника из самого текста речи : это контекстная речь. А вот речь ребенка, отмечал С. Л. Рубинштейн, вначале имеет обратное свойство: в ней не образуется связного смыслового целого «контекста», поэтому и нужно учитывать ту данную ситуацию, в которой находится и говорит ребенок. Смысл и содержание речи становится ясным в этой ситуацией: клоп это ситуативная речь.
Ребенок использует то одну, то другую речь в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого общения. То есть использует и контекстную и ситуативную речь. К контекстной речи он переходит, когда хочет связно изложить предмет, выходящий за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей или читателей.
Сначала речь ребенка носит ситуативный характер, но когда в процессе развития меняются содержание и док функции речи, ребенок овладевает формой связной контекстной речи. Исследование А. М. Леушиной, открыло особенности ситуативной речи младших дошкольников : они зависят от особенностей каждого ребенка, от того насколько ребенок владеет литературной речью и проявляются в разной мере и зависят от содержания, от характера общения.
Итак, вначале речь ребенка связана с окружающей реальностью, она зависит от конкретной ситуации, в которой ребенок находится, и полностью связана с ней. Разговорная речь направлена на собеседника и отражает или просьбу, или желание, или вопрос, т. е. ситуативная форма, отражает основное содержание и назначение.
Контекстную речь ребенок осваивает в процессе обучения. У него возникает потребность в новых речевых средствах и формах построения речи - это зависит от содержания речи и характера общения.
Конечно, основное развитие связной речи связано с изучением письменной речи и относится к школьному возрасту. Но, важно также знать и основы связной устной речи, заложенные в дошкольном возрасте.
Результат обучения связной речи зависит от многих факторов. Прежде всего, от той среды в которой ребенок растет и общается. То, что упущено в речи дошкольника, вряд ли восполнится в школьные годы. Именно поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды.
Потенциал развивающей среды можно определить, изучив богатство речи, которой пользуются окружающие, активностью ребенка в процессе обучения, - от этого будет зависеть и общее развитие ребенка, и то будет ли он готов к обучению в школе.
Итак, психологи отмечают такую последовательность взаимоотношений речевых умений. В ранней возрасте ситуативная связанность высказываний. Содержание речи будет ясно собеседнику только в том случае, если он знает ситуацию, о которой ему рассказывает ребенок. Потом речь ребенка становится контекстной, ее возможно понять в данном контексте общения. С момента, когда ребенок может владеть речью, излагать мысли вне ситуации и вне контекста, можно сказать, что он усвоил минимум речевых умений. Потом детская речь усложняется в несколько этапов. Идет постепенное и последовательное осознание ребенком своей речи, или, как подчеркивает А. Н. Леонтьев, произвольность речи, а затем вычленение ее компонентов. Под произвольностью автор понимает «способность ребенка в порядке волевого акта осуществлять свою речь» .
Другой путь усложнения речевых умений - это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большинстве случаев исходит от ситуации и контекста, поэтому она свернута и в ней многое подразумевается благодаря тому, что ситуацию знают оба человека. Диалогическая речь непроизвольная, реактивная, мало организована.
Важно, что понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются главными в развитии связной речи. Диалогическая речь является первой и естественной формой языкового общения, которая включает в себя обмен репликами, фразами. Для нее естественны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.
Рассмотрим характеристику диалогической речи в исследованиях психологов, лингвистов - эти характеристики, нам важны, чтобы понимать как развивается эта форма речи в дошкольном детстве.
Л. П. Якубинский, когда рассматривал функциональное многообразие речи, предлагал учитывать условия, формы и цели общения. Он отмечал, что форма речевого высказывания будет зависеть от формы человеческих взаимодействий - непосредственной и посредственной. Сейчас эту форму чаще называют опосредствованной. Л. П. Якубинский писал: «Мимика и жест, являясь постоянными спутника всяких реагирований человека, оказываются постоянным и могучим сообщающим средством». Сравнивая диалогическую и монологическую речь, он выделял и такой показатель, как сложность речи : «Диалог, конечно, не есть обмен вопросами и ответами, но в известной мере при всяком диалоге налицо эта возможность недосказывания, неполного высказывания, ненужность мобилизации всех тех слов, которые должны были бы быть мобилизованы для обнаружения такого же мыслимого комплекса в условиях монологической речи.».
Отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д. Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка». Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка, он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения» .
При сопоставлении диалога и монолога, исследователи отмечают в них как общие черты, так и различия, которые подчеркивают особенности этих форм речи. Так, Л. В. Щерба полагал, что монолог лежит в основе литературного языка, ведь монолог и есть литературное произведение вначале. По мнению Л. В. Щерба, диалог «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых или ситуацией, или высказыванием собеседника». Под монолог же он понимал организованную систему словесных мыслей, которая преднамеренно воздействует на окружающих. Поэтому монологу нужно и важно учить.
По своей структуре диалог (реплики) и монолог (литературный язык) абсолютно разные. Репликам не свойственны сложные предложения, в нихвстречаются фонетические сокращения, разнообразные формообразования и непривычные словообразования и нарушения синтаксических норм. Все это происходит из-за недостаточного контроля сознания при спонтанном диалоге. Монологической речи, чаще, эти док нарушения не свойственны: она это традиционная форма, и это является ее основным организующим началом.
Из наблюдений Л. В. Щербы также важно отметить, что все изменения языка, проявляющиеся потом в монологической речи, накапливаются в багаже разговорной речи. Отклонения от нормы возможны в разговорной речи, их не замечают собеседники, а в монологической речи они допустимы. Ведь в диалоге участвуют, чаще всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это побуждает говорящего к литературному языку.
Эти особенности также можно наблюдать в дошкольном возрасте. Когда дети разговаривают между собой, в их репликах можно услышат как сокращения, тае и разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных слов. Когда же эти же самые дети рассказывают или описывают или рассуждают перед группой детей, они стараются пользоваться литературным языком.
Компоненты монолога: субъект речи и предмет речи, который существует в сознании субъекта. Действительность и то, кому все адресовано являются, как правило, пассивными величинами. Это важно для речевого оформления монолога, так как набросок речи сделан в сознании, понятен вывод и основные аргументы. Задачей является, привести собеседника к этому выводу. Поэтому «монологу обычно свойственны такие черты речевой организованности, как стройность композиции, логическая последовательность речевой мысли и формы, ее выражающей, ограниченность произвольных субъективных привнесений».
Речь в этом случае порождается сознанием и волей собеседников, а к не одного, оба создают речь совместно и попеременно, каждый мыслит отдельно и по-своему. Окружающая действительность может влиять на беседу. Мысль может обрываться, отклоняться в сторону, возвращаться назад, содержать включения. док У собеседников нет времени на обработку формы изложения, потому она часто бывает небрежной. Из всего сказанного делается вывод, что монолог стимулирует использование форм и приемов книжной речи, а диалог - разговорной.
Все эти взгляды на развитие монологической и диалогической речи необходимы для понимания становления связной док речи у дошкольников. В этой связи уместно напомнить мысль А. А. Леонтьева о том, что коммуникативное употребление речи предшествует ее использованию для планирования и регулирования действий (в разных док видах деятельности). Автор считает, что особую проблему представляет собой соотношение диалогической и монологической речи.
В дошкольном возрасте надо больше обращать, на то, что в процессе диалога ребенок учиться высказываться произвольно и формирует у себя умение следить за тем, чтобы его повествование было логичным.
У маленьких детей сначала появляется диалог, а затем монолог, при этом именно диалог первостепенен для ребенка. По мнению А. А. Леонтьева, умения монологической речи формируются очень поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное - понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, ибо именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи.
Мы знаем что, устная речь является первичной формой существования языка. Русский литературный язык имеет две основные формы: устную и письменную. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи.
Интересно суждение Л. С. Выготского о соотношении устной и письменно речи. Он говорил, что мотивация речи, потребность в ней стоит в начале развития этой деятельности. Так, «потребность в речевом общении развиваетс на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития». Но началу обучения в школе ребенка нет потребности в письменной речи, поэтому он не осознает, зачем ему нужна эта новая речевая функция.
Далее, отмечая особенности письменной речи, Л. С. Выготский выделял такие качества как произвольность, преднамеренность и сознательность. Он писал, что письменная речь намного более развернутая, можно сказать даже более законченная, чем устная.
Итак, развитие речевых умений и навыков помогает малышам улучшить память, умение сосредотачиваться, рассуждать и делать выводы. Именно эти умения и навыки облегчают усвоение новых слов, прививают умение грамотно писать и абстрактно мыслить. Высокий уровень речевого развития позволяет ребенку рассказывать о событиях прошлого, настоящего и будущего, обобщать собственный опыт о людях, происшествиях и предметах. Также ребенок с хорошо развитыми речевыми навыками способен задавать вопросы, чтобы получать новую информацию об окружающем мире.
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, бар 2000. - 272 с.
3. Аникеев, Н. П. Воспитание игрой. – М. : Просвещение, 1987 – 150 с.
4. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/О. Артамонова// Дошкольное воспитание. –1995. – №4.
5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. Мозаика-Синтез, 2000
6. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре (пособие там для воспитателя детского сада) [Текст]/А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 1979.- С. 214.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с.
8. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
9. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - парк М. : Просвещение, парк 2002.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М. : Педагогика, 1991.
12. Воспитание детей в игре / Под ред. Д. В. Менджерицкой. – М. : Просвещение, 1981.- С. 56.
13. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка[Текст] /Л. С. Выготский//Вопросы психологии. – 1996. – №6.
14. Выготский,Л. С. Педагогическаяпсихология [Текст]/Л. С. Выготский. –М. : Педагогика, 1991.- С. 78.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка