Анна Самойлович
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи у детей
старшего дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель
Самойлович Анна Геннадьевна
В своей статье я хотела бы поделиться своим опытом работы с детьми старшего возраста по развитию речи, ведь настоящее время это одна из основных задач дошкольного образования.
Темочки:
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В России сформировалась система дошкольного образования, и в настоящее время она претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Содержание Программы, по которой работает наш детский сад, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие и конечно же речевое. Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Несомненно, речь дошкольника формируется гораздо эффективнее, когда дети растут, играя с ровесниками и благодаря общению в семье. Задача воспитателей и логопеда скорректировать правильность, четкость речи и привить любовь к родному слову, к книгам. Жаль, что постоянно загруженные родители в период развития речевых навыков, бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками, редко слышат сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая задачу развития речи, рассмотрим, какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.
Характерные проблемы развития речи дошкольников :
1. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.
2. Скудность речи. Маленький словарный запас.
3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора, применение нелитературных выражений и слов.
4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.
5. Неспособность выстроить монолог : к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.
6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.
7. Отсутствие культуры речи : неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и т. д.
8. Нехорошая дикция.
Если правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему возрасту, необходимо обратиться за помощью к логопеду, специалисту детской поликлиники. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие верно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании. До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.
Правильное произношение только часть дела. Необходимо достигнуть осознанного понимания слов детским восприятием.
В развитие речи детей дошкольного возраста важно, чтобы дошкольник научился слушать, сознавать смысл и реагировать ответом на вопросы. Не стоит засыпать ребенка одним только чтением. Ради этого необходимы частые беседы, учить его пересказывать прочитанное, четко выражать свои мысли и мнение. Очень хорошо, развивая память, учить небольшие стихи и куплеты из песен. Развивая связную речь, необходимо придумывать разные истории, например, по картинкам. Или заинтересовать таким заданием, как например, сочинить конец рассказа, прервав чтение на самом захватывающем месте. Это эффективно развивает фантазию, активность и логическое мышление.
Наша работа строилась по нескольким направлениям:
• Формирование словаря дошкольника
• Формирование грамматически правильной речи (ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги,
имена существительные по числам и падежам; правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет); согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой); образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин.); правильно по смыслу применяет все части речи.)
• Воспитание звуковой культуры речи (умение слышать звук и находить место в слове, находить слова на заданный звук, дифференциация парных звуков)
• Развитие связной речи детей (рассказ и пересказ)
• Дети приобщались к художественной литературе (чтение стихов, сказок, знакомство с писателями и поэтами)
Для обогащения словаря дошкольника и развития артикуляционного аппарата ребенка предлагаю вам серию игр:
Игры на развитие словаря дошкольника :
• Называние предметов, относящихся к различным логическим группам.
Например, ребенок должен назвать все
известные ему виды деревьев, цветов, животных.
• Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов.
Белка, заяц, волк - это кто?
Чашка, кастрюля, сковорода, стакан - это что?
Блузка, брюки, футболка - а это что?
• Подбор признаков к определенному предмету.
Куртка - новая, красная, теплая;
снег - белый, рыхлый, сверкающий.
• Подбор возможных действий к предмету.
Книгу покупают, читают, рассматривают;
дерево сажают, удобряют и т. д.
• Подбор предметов к заданному действию.
Готовят обед, суп; рисуют картину, домик; гладят ребенка по голове, котенка.
• Подбор синонимов –
слов, близких по значению
(добрый, ласковый, нежный; громадный, огромный, большой, высокий).
• Подбор антонимов –
слов с противоположным значением
(горячий - холодный, быстро - медленно, высокий - низкий).
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Игра №1
Игры для развития речи ребенка очень полезны
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова — «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел — «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул — «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел — «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик — «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал — «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал — «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.
Игра №2
Сядьте напротив малыша и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Он сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Если вашему ребенку не понравились эти игры и он отказывается выполнять задания, предложите ему поиграть с гастрономическими предметами.
ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.