Ольга Магомедова
Психологические особенности математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие дошкольников является одной из составляющих их умственного развития. Умственное развитие это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием Среды, а также воспитательных и обучающих воздействий и собственного ребенка. Как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от психического развития. Познавательные процессы -ощущения, восприятие, память, мышление, воображение - развиваются в разных видах деятельности.
Публикация «Психологические особенности математического развития дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Формирование знаний о геометрических фигурах основано на восприятии, обеспечивающем отражение многих признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается. И. М. Сеченов писал, что корни мысли ребёнка лежат в чувствовании. Богатство ощущений и восприятия - предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К. Д. Ушинский).
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорное воспитание способствует формированию знаний о геометрических фигурах у детей. Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Новейшие исследования показывают, что ощущение и восприятие представляет собой действия анализаторов, направленные на обследование предметов. Развивать анализаторы ребёнка, - значит, обучать его действиям обследования предмета,
которые в психологии называются перцептивными действиями. Для развития восприятия ребёнок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны - это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Каждый сенсорный эталон имеет своё словесное обозначение: меры веса, длины, цветовой спектр, плоскостные и объёмные геометрические фигуры и др.
В восприятии формы предметов и геометрических фигур участвуют зрительный, двигательный, речедвигательный анализаторы. Особо следует отметить ведущую роль двигательно-тактильных ощущений, которые дети испытывают во время действий с предметами.
Форма - это один из отличительных
пространственных признаков любого предмета. Не выделив и не опознав форму, человек не смог бы точно различать предметы окружающей действительности. Каждый предмет имеет свою форму, в основе любого предмета можно обнаружить сходство с той или иной геометрической фигурой. Таким образом, геометрические фигуры используются
как эталоны, измерители при определении формы предметов окружающей действительности.
Формирование у дошкольников представлений о геометрических фигурах имеет важное значение для их разностороннего развития. Л. А. Венгер убежден в том, что усвоение эталонов формы (геометрических фигур) положительно влияет на воспитание сенсорной культуры детей. Исследования Н. Н. Поддьякова и В. Н. Аванесовой позволяют нам сделать следующие выводы:
- качество работ по изодеятельности (рисованию, лепке, аппликации) значительно выше у детей, научившихся различать основные геометрические формы;
в лепке правильно определяют относительную величину каждой части предмета, пропорции в целом предмете также дети усвоившие эталоны формы;
творческий подход в конструировании проявляют дети, усвоившие эталоны формы.
Кроме того, усвоение сенсорных эталонов
формы открывает возможность для
совершенствования игровой, трудовой деятельности; для решения логических задач на занятиях, викторинах, КВНах.