Наталья Пурдышова
Консультация «Психологическая готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».
Публикация «Консультация „Психологическая готовность детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным, это:
• Физиологическая – состояние здоровья;
• Социальная – взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе;
• Психологическая.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, коммуникативную способность.
Интеллектуальная готовность – это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.
Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка - задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
В подготовительной к школе группе «Фиксики» было обследовано 14 человек.
Дети, показавшие недостаточные результаты, берутся на углубленную индивидуальную диагностику.
Занятия будут направлены на развитие: восприятия, памяти, внимания, воображения, повышение адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, а также формирование позитивной мотивации к обучению.
В январе будет проведен повторный мониторинг обследования.
Наибольшие затруднения вызвали следующие задания:
• задание на определение объема слуховой памяти;
• задание на определение пространственной ориентации на листе бумаги;
• задание на определение наглядно образного мышления;
• задание на определение словесно логического мышления;
• задание на определение общих и временных представлений.
Рекомендации по результатам психологического обследования :
1. развивать запас бытовых знаний и общих представлений:
- учить называть свою фамилию, имя, отчество
- учить называть ФИО мамы, папы
- учить называть свой адрес
- называть и различать диких и домашних животных, животных жарких стран их детенышей
- расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь, их последовательности
- называть признаки времен года, их последовательность
2. развивать слуховую память:
- учить запоминать слова в заданном порядке
- учить стихотворения
- учить пересказывать небольшие литературные тексты
3. формировать наглядно образное мышление:
- учить употреблять существительные с обобщающим значением: стул, стол, кровать, шкаф – это что? (мебель) и т. д.
аналогично: овощи, фрукты, ягоды, посуда и т. д.
- учить сравнивать предметы или картинки (чем похожи и чем отличаются)
- учить выполнять упражнения на исключения лишнего, обосновывая эти исключения.
На пример: яблоко, груша, картофель, апельсин. Что лишнее? Почему?
4. развивать логическое мышление:
- учить определять последовательность событий;
- учить составлять рассказ по сюжетной картине;
- причинно-следственные связи.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность - это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми:
• играть и общаться с другими ребятами;
• быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
• общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
• доброжелательность и отсутствие агрессивности.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению к школе.