МААМ-картинки

Психокоррекция с помощью разных видов арт-терапии

Холина Янина
Психокоррекция с помощью разных видов арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Психокоррекция с помощью разных видов арт-терапии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЛИНЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Методические рекомендации

Тема:

«Психокоррекция с помощью разных видов арттерапии»

Подготовила:

методист – Холина Я. Л.

Линево 2019г.

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии в 1938 году.

Публикация «Психокоррекция с помощью разных видов арт-терапии» размещена в разделах

Арт-терапия (лат. arts — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт - терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Задачи арт-терапии :

- Акцентировать внимание на ощущениях и чувствах;

- Создать оптимальные условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые подавляются;

- Помочь найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

• знакомство со своим внутренним «я»; формирование представления о себе, как о личности;

• создание позитивного самовосприятия;

• обучение выражению своих чувств и эмоций;

• снятие психоэмоционального напряжения;

• развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознании.

Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

• позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;

помогает укрепить взаимоотношения между участниками;

• способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

• развивает и усиливает внимание к чувствам;

• усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Какие бывают виды арт - терапии?

• Изотерапия - психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях;

• Цветотерапия - (хромотерапия) - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие;

• Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;

• Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;

• Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет психическое здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

• Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;

• Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательного, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;

• Библиотерапия.

• Имаготерапия – занятия театром. Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь как ребенку, так и самому педагогу. Меняя образ, он меняет характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отшлифовать» расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Поэтому изменение образа, преображение может быть полезным не только ребёнку, но и взрослому.

• Кинезитерапия - танец, движение.

Занятия с помощью средств арт-терапии проводятся в индивидуальной и групповой форме, во время самостоятельной деятельности.

Взаимодействие с детьми при помощи арт - терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога.

Суть её состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку и пр. арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Цветотерапия

В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях.

Упражнение «Разноцветная вода»

Ребенку предлагают раскрасить воду в небольших баночках: сделать сердитую, добрую, веселую воду и пр. Взрослый показывает, как с помощью краски одного и того же цвета можно получить разные оттенки и как при этом изменится «настроение воды».

Изотерапия

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри.

Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуру сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.

Упражнения по изотерапии

«Кляксы»

Небольшой лист бумаги складывают пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу. Потом лист перегибается. На другой стороне получается отпечаток. Изображению придумывают название. Можно сочинить сказку.

«Мой портрет в лучах солнца».

Педагог просит ответить на вопрос "Почему я заслуживаю уважения" следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

Арт-терапевтическое упражнение «Каракули Виникотта»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш.

Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё? Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?

Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело. (Награда смелому - апельсин)

Упражнение «Азбука страхов».

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Ребёнку предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее ребенок рассказывают о том, что нарисовал. Потом ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

Сказкотерапия

Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные : народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие.

Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Постановка сказки – всегда праздник для её участников. Если её умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых сложных проблем.

Прожив жизнь сказочного образа, ребенок приобретает дополнительную силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Часто новый образ подчёркивает «естество» ребенка то, что тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для диагностики, но и коррекционной работы.

Упражнение «Придумай сказку»

Ребенку предлагают придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например, Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море, Анна – царская дочь, Юлия – греческая богиня, Лилия – фея звёздной ночи.)

Упражнение «Добрая сказка»

Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.

Описание. За основу берётся любая сказка с грустным концом, например «Снегурочка» или «Русалочка» и т. п. Детям предлагается подумать, как эту сказку можно изменить, используя героев из других сказок, так, чтобы она закончилась положительно.

Песочная терапия рассматривается в контексте сказкотерапии:

как среда для создания сказок. В песочнице происходит таинство мифотворчества и сказкотворчества;

песочница рассматривается как посредник в установлении контакта с ребёнком;

играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, ребёнок чувствует себя настоящим волшебником;

игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника»;

игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие;

песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого.

Куклотерапия.

Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка.

Работа с куклой позволяет:

- совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;

- нести ответственность за управление куклой;

- проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким–либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять;

- осознавать причинно - следственные связи между своими действиями изменением состояния куклы;

- научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям;

- развивать произвольное внимание;

- совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается в поведении куклы. Следовательно, ребёнок получает оперативную обратную связь о своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия.

В современном мире, как это ни странно звучит, детям совершенно не с чем играть, несмотря на богатый выбор и поразительную схожесть игрушек на реальные предметы. Ведь, что такое игрушки – это помощники игры, они помогают воображать, строить игру. А современные игрушки скорее не для игры, а для предметных действий с ними, они не оставляют место для фантазии, ребенок не чувствует себя хозяином собственной деятельности. Поэтому дети очень быстро теряют к ним интерес. Наиболее привлекательны для них, как ни странно для нас взрослых, оказывается всякий "мусор" (камешки, палочки, фантики, крышечки, кусочки ткани, разные железки, но при этом для развития ребенка они являются более ценными, чем дорогие игрушки. (Вспомнить, чем в игре родителей выступали те или иные предметы). Разрешите ребёнку играть, приносить домой и хранить "всякую всячину", этим вы будете способствовать его развитию.

Музыкотерапия

Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Упражнение «Убегающий звук»

Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучанием, затихающим постепенно. Взрослый просит ребенка прислушаться к колокольчику, до тех пор, пока звук совсем не затихнет.

Задание «Составь портрет»

Ребенку предлагают составить портрет друга или мамы и др. с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук.

Упражнение «Тонирование»

Детям предлагают пропеть звуки:

-«м-м-м» снимает стресс и способствует расслаблению,

-«а-а-а» немедленно вызывает расслабление,

-«и-и-и» - «звуковой кофеин», за 3-5- минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,

-«о –о-о» - средство мгновенной настройки организма.

Упражнение «Мелодизация призывов»

Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Например, «Вперед, друзья!», «Ах, как мне грустно…», «Вот это удача!», «Какая радость…», «Как хорошо!» и т. д. поют на удобной для них ноте и высоте.

Игротерапия

Игротерапия для дошкольников: цели, методы и средства

Игра у детей всегда связана с яркими эмоциями. Ребенок, чувствуя себя свободным, раскрывает свои представления о реальности. Но часто в ней присутствуют страхи, переживания и комплексы, с которыми сложно справиться маленькому человеку. Игротерапия поможет выявить проблему, найти причины и мягко устранить.

Роль игры в жизни ребенка

Чтобы понять детей и найти правильный подход, нужно увидеть мир их глазами, ведь так часто взрослые воспринимают малышей своей уменьшенной копией! Но люди старшего возраста способны выразить мысли словами, а для дошкольников, особенно самых маленьких, это умение недоступно. Пока их язык – игра. И именно на нем они рассказывают о тревогах, радостях и своих мыслях. Нет необходимости заставлять или учить детей играть. Все происходит спонтанно, с удовольствием, без какой-либо цели - это абсолютно естественный процесс. Но это не только развлечение, а также способ, с помощью которого малыши начинают знакомиться с окружающим миром и учатся в нем жить.

Что такое игротерапия

Именно игры и игрушки оказываются для детей инструментами разрешения конфликтов и выражения чувств. С ними связаны моменты жизни, когда ребенок чувствует себя в безопасности и может контролировать собственную жизнь. Манипулируя ими, дети более точно выражают отношение к ровесникам, взрослым или событиям. Ребенок начинает лучше разбираться в своих чувствах, учится принимать решения, повышает самооценку и практикует навыки общения.

Игротерапия у дошкольников – это и физическая активность. Через игру они расходуют энергию, учатся взаимодействовать с окружающими.

Результаты и возможности

Игротерапией успешно корректируются: агрессивность и тревожность; страхи и низкая самооценка; проблемы с обучением и коммуникацией; сверхэмоциональное напряжение и переживания личного характера (несчастные случаи, развод родителей и другие). Благодаря терапии игрой можно добиться того, что ребенок:

- научится справляться с психологическими травмами и текущими проблемами;

- получит возможность выразить и преодолеть накопленные эмоциональные переживания и трудности;

- станет более уверенным, спокойным и доброжелательным;

- сможет выражать эмоции правильным способом.

Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений русской народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, дремлющие в глубине души потенциалы.

Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой–либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.

Применяя игротерапию, следует учитывать - игры должны воспитывать!

Упражнения по игротерапии.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся.

Поучительный этюд «Еж и Лягушка»

Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Но это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться».

После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.

Игра «Про Обидку и Печальку»

Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в школу с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Печалька. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.

Упражнение «Посмеемся над страхами»

Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное или придумывают смешное разрешение (окончание) страшной истории. (Награда смелому - апельсин)

В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души. Дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне.

Игра «Прогони злость»

Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

Задание «Представь членов своей семьи в образах сказочных героев»

Задание «Представь членов своей семьи в образах животных»

«Угадайте, это кто?» - игра

Цель: оценить психоэмоциональное состояние; прояснить самооценку ребенка; формировать позитивное отношение к себе и окружающим, психологическая помощь детям.

Педагог предлагает детям догадаться, о ком он будет говорить. Затем давая описание внешности каждого ребенка, подчеркивает позитивные черты. Например: «У этой девочки светлые волосы, аккуратная прическа, красивые голубые глаза, родинка на щеке, милая улыбка» и т. д.

Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка и наблюдайте за его самочувствием!

Список литературы:

1. Столярова Л. Педагогика. - М. : Педагогическое общество России, 2005

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., Пр., 1985.

3. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л. А. Венгера. – М., Пр., 1988.

4. Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новоселовой. – М., Пр., 1989.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Практикум по креативной терапии – СПб, 2001.

6. Гройсман А. Л., Росляков А. Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993.

7. Гройсман А. Л., Орлов Ю. М. Целительное рисование. М., 1996.

8. Шевченко Ю. С., Крепица А. В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Балашов, 1998.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1996.

Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

К Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнкаК Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнка К дню «Арт-терапии» на МААМ. Статья: «Использование Арт-терапии в семейном окружении ребёнка». Арт-терапия - это творческая деятельность.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности  (2 часть) СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:«Камешек»Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении. Цель — актуализация словаря по.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.

Картотека игр по интеграции разных видов детской деятельности и физкультурно-оздоровительной работы. Старший возрастКартотека игр по интеграции разных видов детской деятельности и физкультурно-оздоровительной работы. Старший возраст Представляю Вашему вниманию картотеку игр по данным видам деятельности. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Цель: Сплотить детей,.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Знакомство детей 2–3 лет со сказкой «Теремок» посредством разных видов деятельностиЗнакомство детей 2–3 лет со сказкой «Теремок» посредством разных видов деятельности Знакомство детей 2-3 лет со сказкой «Теремок» через разные виды деятельности. Уже много лет работаю в детском саду. Все группы сада имеют.

Знакомство детей 2–3 лет со сказкой «Три медведя» с помощью разных видов театраЗнакомство детей 2–3 лет со сказкой «Три медведя» с помощью разных видов театра Ежегодно 21 марта отмечается международный день кукольного театра. И в этот день я хочу Вас познакомить с театрами по сказке «Три медведя»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психокоррекция с помощью разных видов арт-терапии
Опубликовано: 21 декабря 2022 в 12:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекция с помощью разных видов арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Холина Янина (УИ 1221674) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД