Докукина Марина Николаевна
Конспект интегрированного занятия с элементами логоритмики для подготовительной группы «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка в зимний лес.
(Конспект интегрированного занятия с элементами логоритмики для подготовительной группы).
Учитель-логопед : Кумызова Е. Л.
Музыкальный руководитель: Докукина М. Н.
ЦЕЛЬ. Формирование умения ощущать в музыке, движении и речи ритмичную выразительность, развитие речевого дыхания, улучшение координации движений.
ЗАДАЧИ.
Коррекционно- обучающие:
1. Автоматизировать поставленные звуки (Л) и (ЛЬ) на уровне слога, слова, связной речи.
Публикация «Конспект интегрированного занятия с элементами логоритмики для подготовительной группы „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Формировать умение пересказывать короткий литературный текст.
3. Закреплять умение образовывать родительный падеж множестсвенного числа существительных.
Коррекционно – развивающие.
1. Развивать фонематический слух через дифференциацию твёрдый – мягкиё звук на примере звуков (Л) – (ЛЬ).
2. Формировать чувство ритма через логоритмический упражнения.
3. Развивать музыкально – ритмические навыки в координации речи с музыкой и движениями.
Коррекционно- воспитательная.
1. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, к окружающим на примере сказки Л. Толстого «Белка и волк.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мультимедиа оборудование, презентация по теме занятия. Схема анализа артикуляции и характеристики звука.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Фишки синего и зелёного цвета, деревянные ложки, фишки для рефлексии (с буквой Л).
Ход ЗАНЯТИЯ.
I. Орг. момент, артикуляционная гимнастика. Дети произносят стихотворение.
Говорим всегда красиво, чисто и неторопливо.
Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.
1 слайд. Посмотрите, к нам сегодня заглянула Маша. И она приглашает нас гулять. Но сначала предлагает посмотреть картинки. Давайте посмотрим и выполним те упражнения, что там показаны.
2 слайд. Упражнения «Лягушки», «Хоботок», «Заборчик», «Баранки»
3 слайд. Упражнения «Лопатка», «Горка», «Качели»
4 слайд. Упражнения «Маляр», «Иголка», «Лошадка».
5 слайд. Упражнения «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Часики».
II. Тема занятия. Согласование музыки, слова, движения. Чтобы узнать, куда же мы отправимся, Маша предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний», согласны?
6 слайд. Тогда слушайте: Декабрь, январь, февраль, зима. (ЗИМА)
Ёлка, липа, лес, сосна. (ЛЕС).
Значит, получается, прогулка в зимний лес.
7 слайд. Посмотрите, сколько много снегу в зимнем лесу. И даже получилась снежная горка.
Музыкальный руководитель: мы знаем с вами распевку «Горка», давайте вспомним, какие звуки бывают по длительности (короткие и длинные).
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ РАСПЕВКУ «ГОРКА»
III. Характеристика и дифференциация на уровне звука, слога. Координация движений.
А какой звук первый в слове «ЛЕС»? (Сравнительный анализ артикуляции по схеме, характеристика звука: согласный, звонкий, твёрдый – мягкий). Чтобы нам дальше пройти по лесу, нужно перешагнуть вот по таким ледышкам. (Дети шагают по ледышкам и произносят слоги «ЛА–ЛЯ», «ЛО–ЛЁ», «ЛУ–ЛЮ», «ЛЫ–ЛИ», «ЛЭ-ЛЕ». А сами вы умеете превращяаться в ледышки?
Музыкальный руководитель: какую игру вы знаете? Давайте поиграем, будьте внимательны, все движения выполняем ритмично, под музыку. Я прошу следить за речью, правильно пропевая все звуки.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ИГРА «ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ».
IV. Автоматизация на уровне слова, упражнение на словообразование, фонематический слух.
Посмотрите, ребята, действительно, как много в лесу снега зимой. Расскажите, пожалуйста, Маше, чего ещё бывает в лесу много, и не только зимой. (Деревьев, птиц, диких животных, трав, цветов, грибов, ягод). Замечательно, Я вам сейчас буду говорить все эти лесные слова. А вы их внимательно слушайте. И возьмите синие и зелёные фишки. Если услышите твёрдый звук (Л, поднимаем фишку синюю, ели мягкий – зелёную. Игра со словами: ЛЕС, ЁЛКА, ЛИПА, ЛОСЬ, ЛИСА, ДЯТЕЛ, ЩЕГОЛ, ЛИСЁНОК, БЕЛКА, ВОЛК, МАЛИНА, БЕЛЫЙ ГРИБ, МАСЛЁНОК.
V. Уровень слова, фонематический слух, чувство ритма. И ещё Маша приготовила для нас загадку. Вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте: «Плотник с острым долотом строит дом с одним окном».
8 слайд. Правильно, вот и дятел сидит на дереве и долбит его клювом. Вот послушайте чистоговорку: «Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил он долотом» (На слайде появляются один зелёный и четыре синих кружочка). Чтобы ушли эти кружочки, нужно назвать слова со звуками (Л) и (ЛЬ). Дети называют слова: «дупле» - зелёный; «дятел», «жил», «долбил», «долотом» - синий. (Кружки исчезли). Ребята, дятел стучит клювом по дереву, он так лечит дерево. А у нас с вами есть деревянные ложки, они ведь тоже из дерева, и мы можем этими ложками также, как дятел отстукать ритм.
Музыкальный руководитель: вы слышали, как стучит дятел по дереву? Я вам покажу ритмический рисунок, а вам нужно повторить на ложках. Ложки из чего сделаны, они какие? (деревянные).
ИГРА С ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ НА ОТСТУКИВАНИЕ РИТМА
VI. Согласование музыки, речи и движения. Если дятел стучит и зимой в лесу, значит это – зимующая птица? А каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Воробей, голубь, сорока, ворона, снегирь)
9 слайд. Снегирь – одна из самых красивых зимующих птиц. Посмотрите, какой он красивый, он хочет с вами поиграть.
Музыкальный руководитель: ребята, я прошу вас следить за речью, пропевать все слова, выполнять ритмично на одну строку четыре хлопка в ладоши, на другую четыре хлопка по бокам, не забывайте так же ритмично топать ногами.
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «СНЕГИРЬ»
VII. Уровень слова в слогах со стечением согласных. У нас есть ещё несколько загадок от Маши, отгадайте их.
10 слайд. Дети отгадывают загадки, на слайде появляются картинки – отгадки.
Зверька узнаем мы с тобой по двум простым приметам: он в шубке серенькой зимой, и в шубке рыжей летом. (БЕЛКА)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (ВОЛК)
Зимой и летом одним цветом. (ЁЛКА).
VIII. Автоматизация в связном тексте.
И что самое интересное, Маша недавно видела книжку, где были все эти картинки, и написано название «Белка и волк», но прочитать не успела. Ребята, а мы ведь знаем эту сказку? Давайте её расскажем. Дети отвечают на вопросы:
Где жили белка и волк?
Что случилось однажды с белкой?
Понравилось ли это волку?
О чём его попросила белка?
Сразу ли волк отпустил белку?
Что сказала ему белка, когда он отпустил её на ёлку?
Как вы думаете, хорошо ли быть дружными и добрыми, или лучше одному?
После этого предложить одному – двум ребятам полностью пересказать сказку «Белка и волк»
IX. Рефлексия. Маша задаёт вопросы.
Понравилась прогулка?
Что тебе понравилось?
О чём расскажешь маме?
Какой звук нам помог в нашем путешествии?
Ребятки, звук (Л) при письме обозначается буквой «Л», вы её знаете. И если вам было всё понятно, и интересно, прикрепите на доску смайлик с буквой «Л». А если и не понятно, и не интересно, тогда прикрепите пустой смайлик. Дети прикрепляют смайлики на магнитную доску.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение №1. Белка и волк. (По Л. Толстому)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня».
Волк сказал: «Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы на ёлках всё прыгаете».
Белка сказала: «Пусти меня на ёлку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на ё лку и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Приложение №2. «Горка» - распевка
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают)
Выходи скорей гулять! (указательным и средним пальцами шагают по колеям)
Будем с горки ледяной, (хлопают)
Мы катататься всей гурьбой! (указательным и средним пальцами шагают по колеям)
Ух! (показывают движение рукой сверху вниз).
Приложение №3. «Ледяные фигуры» - игра, М. Картушиной.
Снегом заметает всё (качают руками)
ветер ледяной, (вращяют кулочками перед грудью)
В круговерти кружимся
Даже мы с тобой (кружатся)
А мороз ударит как – (сжимают пальцы в кулаки)
Всё скуёт на раз (вытягивают руки вперёд разжимая пальцы)
И фигурой ледяной
Станем мы сейчас (пружинка)
Мороз ударит – раз! (хлопают и топают)
Мороз ударит – два! (хлопают и топают)
Мороз ударит – три! (хлопают и топают)
Ледяная фигура замри! (принимают различные позы и замирают на последнее слово).
Приложение №4. «Снегирь» музыкально-ритмическое упражнение.
Посмотри-ка, посмотри: (четыре ритмичных хлопка)
Прилетели снегири. (четыре опущенными руками по бокам)
На рябину дружно сели, (четыре ритмичных хлопка)
Облепили, загалдели. (четыре опущенными руками по бокам)
Гомонили, гомонили, (четыре ритмичных хлопка)
Гроздья ягод уронили. (четыре опущенными руками по бокам)
На снегу лежит рябина, (топают ритмично ногами)
И краснеет, как рубины! (вращают кистями рук)
ЛИТЕРАТУРА
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. М, творческий центр «Сфера», 2006г.
2. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. С-Пт, «Дельта», 2000г.
3. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы в детском саду. С-Пт, Детство – пресс, 2014г.