Ирина Яковец
«Прогулка по тайге». Занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка по тайге
Цель: Познакомить детей с особенностями тайги.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать творческое воображение, внимание. Поддерживать интерес к объектам природы. Развивать любознательность, память и логическое мышление. Поощрять самостоятельные «открытия».
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе, умение внимательно слушать, действовать сообща.
Публикация «„Прогулка по тайге“, Занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
Словарная работа: тайга, хвоя, кедр, пихта, мох, лишайники.
Методы: игровой, наглядный, практический, словесный.
Методические приемы: Погружение в игровую образовательную ситуацию, беседа, игровые упражнения, игры, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, альбомов, составление рассказов по картинкам о разных животных.
2. Проведение экологической игры «Кто, где живет?». Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Четвертый лишний».
3. Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Страна, где мы живем»; произведения о животных, птицах; сказки и легенды народов Севера.
4. Слушание: голоса птиц и животных, звуки леса.
5. Подвижные игры: «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей».
Материал к занятию : предметные картинки; ветки хвойных деревьев: пихта, ель, сосна, кедр; красные и синие круги; сосновые шишки.
Аппаратное обеспечение: магнитофон, мультимедийный экран, проектор.
Программное обеспечение : аудиозапись «Голоса птиц», «Шум ветра»; вальс из детского альбома П. И. Чайковского; аудиопрезентация «Тайга» MS PowerPoint.
Ход занятия
Вводная часть.
1. Организационный момент:
Лесовичок: «Здравствуйте ребята. Очень рад, встречи с вами. Я слышал, что вы дружные, это правда? Предлагаю построить «гору дружбы» соединив ваши руки». (Воспитатель протягивает свою руку, на нее кладет руку ребенок, затем второй и т. д.).
Лесовичок: «Чувствуете, какие сильные, теплые наши руки, какая крепкая наша дружба, с друзьями нам все по плечу. Это нам может пригодиться!»
Основная часть.
Лесовичок: «Сегодня я приглашаю вас на прогулку в тайгу. Как вы думаете, что нам необходимо взять с собой? (На столе раскладываются предметные картинки). И для чего? ( После обсуждения выбираем: фотоаппарат, термос с чаем, бутерброды). Прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать в лесу». (Высказывания детей, обобщение их ответов).
З. Игровая обучающая ситуация «На прогулке в тайге».
Лесовичок: «Ну что ж раз все готовы, тогда отправляемся в путь. Посмотрите вокруг (слайд с изображением тайги). Какие деревья вы видите? Что у них общего? Как, одним словом можно назвать такие деревья? Как вы думаете, почему в тайге растут только хвойные деревья?» (дети определяют климатические условия тайги; вспоминают какие еще растения растут в тайге, какие животные и птицы обитают; уточняют цвет для обозначения зоны леса).
Лесовичок: «Мы очень долго шли по тропинке, устали. Предлагаю отдохнуть на лесной поляне и немного поиграть. Вдохните глубже, вы чувствуете, какой приятный запах исходит от хвойных деревьев».
4. Дидактическая игра «Угадай по запаху» ( определение по запаху веток: ель, сосна, кедр, пихта)
5. Дидактическая игра «Угадай на ощупь» ( определение на ощупь веток: ель, сосна, кедр, пихта)
6. Динамическая пауза «Полет птиц»
Лесовичок: «В теплые летние дни лес наполнен жужжанием комаров, слепней, мошек. Но если много насекомых, значит, есть и те, кто ими питается. Кто это? (Птицы) Волшебным взмахом руки превращаю вас в птиц».
(Звучит вальс из детского альбома П. И. Чайковского. Дети изображают полет птиц: летают, присаживаются на ветки, складывают крылышки).
7. Игровая обучающая ситуация «С кем дружит кедр».
Лесовичок: «Хочу рассказать вам одну интересную легенду про могучее и красивое дерево – кедр. «Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под развесистым кедром. Кедр был очень стар, кора потрескалась, ветви искривились, на земле – целая гора хвои, опавшей за долгие годы жизни дерева. Крепко заснул охотник на хвойной подстилке. На заре он проснулся от того, что до его слуха донесся чей –то стон и тихий разговор – это старый кедр, под которым спал охотник, беседовал с молодым соседом. Старый кедр жаловался молодому на то, что обессилил совсем и даже стоять ему трудно. «Что же ты не падаешь?» - удивился молодой. «Я упал бы еще вчера, но подо мной лежит уставший человек». Пожалел охотник старое дерево, крепко обнял могучий когда – то ствол. Закачался старый кедр и со вздохом упал на землю».
Кедр- это вечно зеленое дерево. В высоту достигает сорока метров. Это дерево- долгожитель. Известны кедры, которым восемьсот лет».
Лесовичок : «посмотрите ребята какая интересная птица к нам прилетела». (На слайде кедровка).
Кедровка: «Меня так зовут. Потому что кедр- мое родное дерево. Мы не можем жить друг без друга. Кедр кормит меня орешками, а я, запасаясь на зиму, прячу их под корягами, во мху и на лесных полянах. Потом забываю, где спрятала. А весной они дают побеги, и из них вырастают молодые кедры».
Лесовичок: «Ну не только кедровку кормит дерево. Любят полакомиться орешками белочка, соболь, медведь; знают их вкус и волки». ( На слайде: белочка, соболь, медведь, волк).
Лесовичок: «Кедр не только кормит, но и лечит. Чай из хвои снимает усталость. Из кедрового масла делают лечебные мази, кремы. От малейшей ранки на коре появляются прозрачные капельки смолистого сока- живицы. Она залечивает ранки кедра, но не только; заживляет и отчищает раны людей. Вот он какой, кедр! Накормит и вылечит. Вот и подумайте, стоит ли понапрасну ранить дерево».
Кедровка: «А еще кедр известен ученым, инженерам, музыкантам. Кедровый лес – это таежный город: он дает кров и пищу всем лесным жителем. Чтобы не оскудели наши кедровые леса, надо знать главное правило: «Дай лесу больше, чем взял от него».
Лесовичок: «Главной наградой кедру будет наша забота о нем и добрые слова в его адрес».
Заключительная часть:
8. Итог непосредственно образовательной деятельности
Вот и подошла к концу наша прогулка. У меня есть красные и синие кружочки, кому понравилось на прогулке, возьмите красные, кому нет синие. (Дети выбирают кружки). Что вам понравилось? Что не понравилось? (Ответы детей)
9. Создание ситуации ожидания:
(Дети слушают звуки ветра).
Лесовичок: «Посмотрите, как много шишек упало с деревьев. Я дарю их вам, когда у вас будет свободное время предлагаю сделать из них разные поделки. Сфотографируете их и пришлете мне, будет очень интересно посмотреть. До свидания, буду ждать следующей встречи с вами».