Приложение МААМ

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по Уссурийской тайге»

Татьяна Ушнева
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по Уссурийской тайге»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : «Путешествие по Уссурийской тайге»

Пр. Сод: закрепить и расширить понятия : Планеты Земля, Родина, Россия, горы Сихотэ-Алинь, река - Уссури. Уточнить знания о разновидности лесов : тайга, смешанный лес, березняк, дубрава. Познакомить с редкими и лекарственными растениями Уссурийской тайги – научить узнавать некоторые виды растений по внешним и вкусовым признакам.

Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе „Путешествие по Уссурийской тайге“» размещена в разделах

Формировать чувства ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, знать правила поведения человека по отношению к объектам природы.

Ход Занятия :

- Внести глобус – Что это?

-На что похожа наша земля (шар, мяч, арбуз)

-Есть ли начало или конец у шара, мяча, есть ли край

- Земля наша бескрайняя

-Модель нашей земли в уменьшенном виде назвали глобусом

(рассматривание глобуса)

- В какие цвета окрашен глобус (океаны, моря, реки голубые – вода, а суша зеленая, желтая, коричневая)

- Давайте найдем нашу страну

- Как называется наша страна?

Наша страна Россия занимает не весь земной шар – значит она не бескрайняя, у нее есть границы: южная, северная, западная, восточная.

-А что такое граница?

Рассматривание карты. На карте все изображено крупнее, все видно и не одну страну

- Как называется наш край? (приморский)

- Почему он так называется?

Он расположен на восточной границе у берегов Тихого океана, и большую часть его занимает горный хребет Сихотэ – Алиня в переводе древних обитателей этих мест – горы длинных западных рек.

В крае у нас около 2х тысяч рек и самые длинные из них текут на Запад (Уссури, Бикин, Иман)

Горные хребты сбегают к берегу Японского моря.

А на сопках растут

- Что растет на сопках? (деревья)

- Какие вы знаете деревья? (дуб, береза, ель, сосна, кедр и др.)

- Да, деревья бывают хвойные и лиственные.

- Назовите хвойные деревья? (ель, сосна, кедр, лиственница)

- Где они растут? тайге)

- Кто знает, как называется наша тайга? (Уссурийская)

- Почему? (в этих местах протекает большая река Уссури)

- Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы с вами в тайге сидим на поляне и вдыхаем таежный аромат, слушаем тайгу. (включить музыку Чайковского «Подснежник», брызгаем дезодорант «таежный» с запахом хвои)

Тайга в каждое время года пахнет по особенному. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной, там всегда в полумрак. Под большими деревьями деревца по меньше, внизу молодая поросль, а в просветах между стволами зеленая трава, особенно много папоротника. Мохнатые ветки хвойных деревьев не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками. А какой воздух! Очень пахучи хвойные деревья. Ветки их пушисты от длинных иголок и круглый год зеленые.

- Отгадайте загадку :

«Что за стройная девица,

Ни швея, ни мастерица

Ничего сама не шьет

А иголки целый год!»

- А что это? Как вы думаете с какого дерева эта ветка? – ели

- Подойдите, потрогайте, понюхайте иголки, шишки, обратите внимание, какие они густые и твердые. Ель пользуется особой любовью: урашают на новый год, устрайвают праздник детям.

- А это какого дерева ветка? (сосны)

Рассматривают ветку сосны

- Сосне не страшна никакая жара, ни морозы, ей нужно много света и солнца. Сосна очищает воздух. В хвое ели и сосны содержится много витамина «С». Размолотой хвоей подкармливают животных.

- А это какое хвойное дерево?

- Давайте рассмотрим веточку лиственницы, она тоже хвойное дерево, но не вечно зеленое как ель и сосна. Каждую осень лиственница сбрасывает свои хвойные иголочки, а весной распускает новые. Потрогайте, какие иголочки - светло-зелененькие, мягкие, пушистые. Лиственница очень быстро растет, ее древесина не поддается гниению даже в воде, поэтому очень ценится в строительстве.

- Подвести к ветке кедра

- Как вы думаете, с какого дерева эта ветка? (Правильно – это кедр или сосна корейская). Посмотрите, какая длинная мягкая хвоя? В пучке сидят не две хвоинки, как у сосны, а по пять штук темно-зеленого цвета.

Семена кедра – еорехи, находятся в шишках.

- А чем пахнут шишки и хвоя, и что это за застывшие капельки на них? (это смола)

- Чем она полезна?

У хвойных деревьев смола волшебная, в старину ее называли «живица», если ей помазать резаную рану, то рана не загноится, а быстро заживет. Хвойные деревья – это деревья здоровья, если подольше походить по хвойному лесу, то от простуды можно вылечиться, не любят простудные микробы аромата хвои.

- А что растет на верхних ветках кедра? (Растут большие шишки, осенью в них поспевают орехи) Попробуйте зернышки кедровых орехов

- Что вы заметили? Если съесть горсть орешек, то совершенно не хочется есть – такие они сытные,вкусные, в них много масла. Эти замечательные плоды любят не только люди, но и лесные звери.

- Кто из лесных зверей не прочь полакомиться плодами хвойных деревьев? (медведь, белка, бурундук, кабан, кедровка)

Так что такое тайга? (густые труднопроходимые и хвойные леса, а какие хвойные деревья мы знаем.

Уссурийска тайга – это не дни хвойные деревья. Ближе к морю больше тепла и влаги, поэтому вместе с хвойными деревьями растут и другие, такой лес называется смешанным.

- Послушайте загадку:

«Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей» (Береза)

- А что это у березы? (Береста)

- Вам нравится это дерево? Чем? (дети читают стих о березе)

Ствол у березы окутан водонепроницаемой берестой; береза красива, приносит большую пользу людям: Дело –

1 - мир освещать (лучи горят без копоти)

2 – скрип утешать (дегтем мажут колеса у телег)

3 – больных исцелять (пить березовый сок)

4 – чистоту соблюдать (банный березовый веник)

- А в нашей тайге есть одна особенность береза – железная, у нее очень прочная древесина.

Рассматривание коры березы: Какая она на ощупь (шершавая, удивительно теплая) Береста хранит в себе солнечное тепло.

- послушайте загадку :

«Я из крошки – бочки вылез

Корешки пустил и вылез

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч

А кормлю свиней и белок

Ничего что плод мой мелок» (Дуб)

- Конечно, это дуб.

Рассматривание коры (твердая, шершавая, употребляется для вымачивания дубленок, кожи.

Древесина ценится за твердость и прочность, используется для постройки кораблей.

Часто нашу Уссурийскую тайгу зовут аптекой, потому что многие ее растения обладают целебными свойствами. Растет в тайге необыкновенное дерево, которое называется Бархат амурский (рассматривание образцов с низов бархата, его коры)

- Какая кора у бархата? (толстая, мягкая, бархатистая) часто бархат называют пробковым деревом, потому что из его толстой мягкой коры делают пробки для бутылок, поплавки, спасательные пояса. А желтый слой, что следует за корой называют лубом. Луб лекарственный; лечит желудочно–кишечные заболевания. К бархату приходят лечиться многие животные. Они поедают листву, молодые побеги, плоды дерева, тем самым убивая многочисленных паразитов, поселившихся в кишечнике.

Много чудес хранит в себе Уссурийская тайга. Посмотрите, какое удивительное растение: ни дерево, ни куст; ствол его очень длинный и тонкий, словно толстая веревка, канат. И очень ловко обвивает стволы других деревьев, как змея – это лиана. У нас в тайге много лиан. А эту можно узнать по запаху – нюхают – определяют, что она пахнет. Плоды оранжево – красные, похожи на смородину, но пахнут лимоном. Они лечебные, стоит съесть несколько ягод – разжевать косточки – и проходит усталость, возвращаются силы. Посмотрите, что или кого напоминают этот корешок. Он похож на маленького человечка с растопыренными ручками и ножками – это «женьшень»

Реб. : «Под кедром развесистым

Сумрак и тень

Живет здесь таежный

Волшебник женьшень

Как человечек его корешок,

И ручки и ножки,

А сам он с вершок

Хоть мал, да удал

Корешок – человечек

Он силой целебной

Больного излечит»

Из корня делают настойку, пьют по каплям при разных болезнях. Женьшень растет долго и успевает вобрать в себя могучие силы земли; вбирает и отдает людям, вылечивает. Только в 3х странах встречается этот корень : России, Китае, Корее.

Вот и подошло наше путешествие по Уссурийской тайге к конце

Давайте поиграем в игру «Дорисуй дерево»

(Дети берут лист бумаги, ставят сфою фамилию, затем рисуют в течении 30 секунд какое – либо дерево, затем по команде передает правому по кругу, затемопять рисуют и опять передают, пока каждому не вернется его лист.

- Полюбуемся нашими деревьями «Что мы сажаем, сажая леса «С. Маршака :

«Что мы сажаем,

Сажая леса?

Мачты и реи -

Держать паруса,

Рубку и палубу,

Ребра и киль.

Странствовать по морю

В борю и штиль

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Легкие крылья

Лететь в облака;

Дом и качели

Челнок и скамью

И деревянную лошадь твою

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Лист на который

Ложиться роса

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Радиомачты –

Ловить голоса.

Стол,

За которым

ТЫ будешь писать;

Ручку, линейку,

Пенал и тетрадь.

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Чащу, где бродит

Барсук и лиса

Чащу, где белка

Скрывает бельчат

Чащу, где утром

Вороны кричат

Воздух для легких

И влагу, и тень

Вот что сажаем

В сегодняшний день!»

Дети, что вы чувствуете, глядя на картины (высказывание детей). К сожалению, тайга сейчас находится в большой опасности. Много деревьев погибает от рук человека, от загрязнения воды, от стихии, поэтому, чтобы знать, какие деревья особенно нуждаются в защите, создана «Красная книга «(показать). Вы часто с родителями ездите в лес, подышать свежим воздухом, давайте вспомним правила поведения в природе нам помогут эти короткие 10 правил (Домик. воспитание № 7 за 93 поведение детей в природе, показываем знак.

Пословицы о лесе

«Лес – богатство и краса - береги свои леса»

«Много леса – не губи; Мало леса – береги ;

Нет леса – посади»

Если бы не зеленые леса, людям все планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать и поэтому на месте каждого срубленого дерва, надо обязательно посадить два новых.

Лес – это не только сырье, но и красота.

Берегите лес!

Итог – 1 минута

Публикации по теме:

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия в подготовительной к школе группе «Морское путешествие» Цель: Использование здоровье-сберегающих технологий на занятиях по физической культуре, развитие интереса к этому виду деятельности. Задачи:.

Конспект интегрированной НОД по экологии с элементами физкультуры «Тайны Уссурийской тайги» «Тайны Уссурийской тайги» Цели. Закрепление экологических понятий и знаний детей об Уссурийской тайге. Укрепление.

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Путешествие в лес»Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Путешествие в лес» Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе. «Путешествие в лес" Цели занятия: Закрепить у детей знания о растениях.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Удивительное путешествие» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье». Цель: закрепить знания,.

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказке» Конспект занятия по математике "Путешествие по сказке" в подготовительной к школе группе. Цель: Закрепление математических знаний, умений.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие» Цель: Закрепление пройденного материала по лексической теме «Космос». Задачи: - Развитие зрительного внимания; - Развитие интонационной.

Конспект занятия по экологии для детей подготовительной к школе группы «Земля в опасности» Цели: Воспитать чуткое отношение к природе, к земле, любовь к ней; вызвать желание познавать окружающий мир; дать понять, что в природе.

Конспект занятия «Путешествие на математический остров» в подготовительной к школе группеКонспект занятия «Путешествие на математический остров» в подготовительной к школе группе Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»: 1. Закреплять знания о составе чисел в пределах 20 2. Развивать.

Конспект занятия с использованием развивающих игр «Путешествие на Луну» в подготовительной к школе группе Цель : Формирование интеллектуальных способностей детей через развивающие игры. Задачи: 1. Воспитательные: -воспитывать самостоятельность.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие на корабле» Программные задачи: Расширять представление о корабле. Закреплять навык счета. Учить детей самостоятельно делать выводы о свойствах воды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по Уссурийской тайге»
Опубликовано: 3 сентября 2015 в 08:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по Уссурийской тайге»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ушнева (УИ 328383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД