ирина шаева
Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков».
г. Новокузнецк
МБДОУ «Детский сад №279»
Учитель – логопед: Шаева И. Н.
Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха (способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка, недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.
Публикация «Профилактика нарушения письменной речи, Дефект оглушения звонких согласных звуков» размещена в разделах
Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект оглушения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.
Более всего дефекты глухости проявляются при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т. е. дефект звонкости. Оглушение звонких согласных звуков : согласные Б, В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа,шелесо,и. т. д.)
Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.
Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок», «щук» вместо замок, жук; «терево», «куси»,
«пулка» вместо дерево, гуси, булка)
Подготовительные упражнения при коррекции оглушения звонких согласных звуков :
- поочередно воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе.
- сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
- все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.
Как говорилось выше, причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь в этом? Конечно же, играючи!
«Живая азбука»
Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребенком на столе изображением вверх: Ж - Ш, Б – П,В-Ф,Г-К, Д-Т, З-С. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игрока выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук.
«Перевозим грузы»
В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин.
«Путаница»
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить. Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному, не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, памяти и воображения.
Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!