Старокожева Олеся Алексеевна
Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ОВЗ социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития.
ФГОС образования детей с ОВЗ призваны гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его способностям и потребностям.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Современное общество требует непрерывного развития педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности обучающихся с ОВЗ, на формирование умения ставить и решать задачи с целью разрешения возникающих в жизни проблем.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач при работе с детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности. Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением. Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.
Дети с ОВЗ – особая категория детей, которым уделяется наибольшее внимание в образовательном процессе. У данной категории детей наблюдаются большие речевые дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов. Эти дети имеют небольшой словарный запас, нарушение звуковой, лексической, грамматической сторон речи.
Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:
• ставить цели;
• планировать свою работу;
• работать с разными источниками информации;
• перерабатывать информацию;
• выбирать способы реализации целей;
• выделять главное;
• оценивать свою деятельность
• общаться с другими детьми.
Существуют некоторые особенности проектной деятельности при работе с детьми с ОВЗ:
1. во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.
2. в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.
3. родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии “педагог-дети-родители”.
На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:
Развитие внимания возможно на начальном этапе проектной деятельности. С целью развития внимания используется мотивационный приё м: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают. Например, сшить фартуки для кабинета технологии или изготовить подарок.
Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия ставится, например: вопрос: С чего начать работу? Зачем нужен эскиз? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности начать изготавливать изделия с определённой операции.
Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность, например: «Моделирование фартука, юбки», «Определение свойств различных видов тканей».
Развитие тонкой моторики возможно на всех этапах проектной деятельности. Тренирует пальцы рук работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа с бисером, вязание крючком, спицами, работа на швейной машине.
Учитывая быстрое утомление обучающихся, во время занятия необходимо чередовать виды деятельности (усная-письменная, практическая, игровая, творческая, индивидуальная-коллективная и т. д.). При этом следует учитывать, что смена видов деятельности – это прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока (занятия) различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса и работоспособности учащихся.
Согласно основным гигиеническим критериям рациональной организации урока (по Н. К. Смирнову) смена различных видов деятельности должна происходить через каждые 7-10 минут. Число видов учебной деятельности составляет 4-7.
Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности происходит побуждение учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта; защите готового изделия.
Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов в группах на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках: учащиеся помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.
Проектная деятельность учащихся предполагает обязательное наличие продукта деятельности, что особо важно для детей с ОВЗ. Они видят результат своей работы. Продуктами проектной деятельности могут быть : выставка детских работ, книжка-малышка, коллаж, макет, готовое изделие (например, кормушка, памятки и многое другое.