Елена Федаш-Прокофьева
Проектирование — эффективный метод работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего духовно-нравственная и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы.
Современный детский сад должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Проектирование — эффективный метод работы с детьми» размещена в разделах
Проектирование – часто используемый прием в работе современного педагога. Проектная деятельность содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач и проблем приводит к постановке других задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования. При освоении проектной деятельности педагогам целесообразно пользоваться алгоритмом – указанием последовательности выполнения определенных операций. Создание алгоритмов состоит в моделировании способа познавательной деятельности (выделение составляющих ее действий, выявление отношений между ними, обобщение полученных данных) и применении данного способа для решения задачи.
Проектное обучение позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, что способствует развитию творческого мышления дошкольника, формированию у него позиции активности в поиске ответов на поставленные в вопросы, при экспериментировании и в процессе применения полученных знаний. В основу метода проекта заложена идея направленности познавательной деятельности детей на результат. Совместная деятельность сближает детей и взрослых, формирует партнерские отношения. Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Взрослый должен наводить детей на проблему, стараться вызвать к ней интерес, помогать детям находить способы решения задач, знакомить с новыми, им еще не известными.
Тему проекта определяет педагог, который ориентируется на соответствующий раздел образовательной программы. Ведущим видом деятельности является игра, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»… В старшем дошкольном возрасте вводится разнообразие проектной деятельности, например: «Моя Родина – Россия», «В мире животных», «Вторая жизнь пластиковых пакетов», «Что мы знаем о глине и песке», «Почему у песни бывает запев и припев» и т. д.
Этапы работы над проектом :
1. Целеполагающие. Педагог предлагает детям выбрать наиболее актуальную задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка плана деятельности :
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
- в каких источниках найти информацию;
- какие предметы (оборудования, пособия) использовать.
3. Выполнение проекта (практическая часть).
4. Публичное представление продукта проектной деятельности.
5. Подведение итогов, определение новых задач для будущих проектов.
Использование метода проектов в дошкольной практике является подготовительным этапом для обучения детей на следующей ступени образования.