Юлия Бондаренко
Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации Ленинского муниципального района Московской области
МБДОУ Детский сад №42 «Родничок»
ТЕМА: «Весёлые развлечения как форма педагогической
работы над предложно-падежными конструкциями»
Составила и провела: учитель-логопед высшей квалификационной категории Ю. Н. Бондаренко
«Интеллектуальные развлечения необходимы для нашего духовного здоровья.»Льюис Кэрролл
Темочки:
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют достаточный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.
По данным А. Н. Гвоздева, к 3-3,5 годам в словаре детей представлены все части речи (им. существительные, глаголы, им. прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия). В это же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отражающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи специальных средств - системы флексий, отдельных служебных слов и т. п.
К 5 годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения.
Однако в ряде случаев к старшему дошкольному возрасту при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка значительно отличается от нормы. Такие нарушения характеризуются как ОНР /общее недоразвитие речи/ или ФФН с элементами ОНР /фонетико-фонематическое недоразвитие речи с элементами общего недоразвития речи/. Так же, по мнению Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, при тщательном логопедическом обследовании могут быть выявлены нерезко выраженные вторичные нарушения лексико-грамматического оформления речи и у детей с ФФН /фонетико-фонематическим недоразвитием речи/.
Яркое своеобразие аномальной детской речи у всех этих детей выступает в усвоении предложных конструкций. Дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента - предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны и их сочетание представляет собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой.
В грамматическом оформлении речи таких детей отмечается низкий уровень способности к построению предложений. Такие дошкольники часто не могут повторить фразу, состоящую из четырех и более слов, искажают их порядок и количество. В самостоятельной речи они используют простые нераспространенные предложения, но даже и здесь наблюдаются ошибки при употреблении падежных окончаний, приставок, предлогов, согласования различных частей речи. Соответственно, логопед проводит с данными детьми системную работу по формированию предложно-падежных конструкций в условиях непосредственной образовательной деятельности. Однако все мы хорошо знаем, что для целенаправленного формирования речевого умения и перевода его в речевой навык необходимо многократное повторение, закрепление материала. Это закрепление осуществляется:
- логопедом на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- воспитателями и родителями в ходе выполнения заданий логопеда.
Часто бывает так, что дети в ходе закрепления одной и той же речевой конструкции быстро устают и теряют всякий интерес к однотипным заданиям. Так, в целях оптимизации образовательного процесса при формировании у детей предложно-падежных конструкций, мы обратились к использованию развлечений и их элементов, как разновидности организации досуговой деятельности в детском саду, т. к. именно досуг способен объединить и отдых, и труд, он способствует повышению эффективности интеллектуальной деятельности детей благодаря привлечению положительных эмоций. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не всегда может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия.
Формы проведения развлечений.
1. Концерт (могут быть приглашённые артисты или сами дети) .
2. Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.
3. Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров: народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.
4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.
5. Инсценирование на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах.
6. Инсценировки, сценки (в старших группах сами дети) .
7. Дни рождения детей.
Можно объединить по месяцам именинников, петь для них песни, рассказывать стихи, подарить подарки, сделанные своими руками.
8. КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия (в старших группах) .
9. Забавы.
10. Тематические развлечения (по творчеству писателей или композиторов) .
11. Театрализованное представление. (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя) .
12. Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.)
В работе над предложно-падежными конструкциями наиболее актуально использование таких развлечений, как:
КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия;
Тематические развлечения /по творчеству писателей;
Все виды театрализованной деятельности;
Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.)
Забавы
Вот, например, давайте с вами представим, что мы отправились на прогулку и попали в осенний лес. В лесу мы увидели две похожие полянки. Но на этих полянках не хватало нескольких предметов. Кто поможет заполнить полянки?
Выбираются 2 команды по 6 человек. Логопед предлагает вспомнить обитателей леса и придумать соответствующие названия командам. Каждая команда обозначается картинкой в верхней части мольберта. Участники встают в 2 линии друг за другом напротив 2-х мольбертов. На мольбертах изображены полянки:
Игровая задача: внимательно слушать предложения и отображать их на картине.
Речевой материал для I команды:
1. Лисёнок лежит на земле.
2. Гриб растёт на пне.
3. Красный лист упал на куст.
4. Зелёный лист упал на лисёнка.
5. Оранжевый лист упал на гриб.
6. Жёлтый лист упал на землю.
Речевой материал для II команды:
1. Лисёнок лежит под деревом.
2. Гриб растёт под кустом.
3. Красный лист упал под дерево.
4. Зелёный лист упал под куст.
5. Жёлтый лист лежит под лисёнком.
6. Оранжевый лист лежит под красным листом.
Команды за каждое правильное выполнение задания получают по 1 магниту. По завершении подсчитываются очки. Затем логопед спрашивает участников I команды о том, какое маленькое слово поселилось на их полянке, просит подобрать схематическое изображение и объяснить значение. Те же вопросы логопед задаёт участникам II команды.
Далее логопед обращает внимание участников (3 чел) на ковёр из листьев под ногами и предлагает потанцевать между листьями. После танца участники узнают, что листья не простые, а волшебные (логопед переворачивает листья, на них предметные картинки, которые нужно соединить маленьким словом «на», затем «под».
В качестве иного варианта использования листьев логопед переворачивает одиночный лист и предлагает найти на картине «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина предложения с маленьким словом «на», затем с маленьким словом «под».
Логопед предлагает представить, что пошёл первый снег, запорошил землю, кусты, ёлки. Стихотворение + движения «Как на горке снег, снег…»
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег.
Как на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
А под снегом спит медведь:
«Тише, тише, не шуметь!»
На полянку прибегает зайчик и рассказывает участникам о том, что у него были замечательные предложения, но он так торопился и быстро скакал, что все предложения рассыпались.
Белка, ветка, прыгнуть, на. Белка прыгнула на ветку.
Спрятаться, куст, ёжик, под. …
Листья, земля, на, лежать. …
Лиса, нора, дерево, рыть, под … и т. д.
Логопед говорит участникам о том, что прогулка по осеннему лесу подошла к концу и предлагает вспомнить:
С какими маленькими словами играли сегодня в лесу?
О чём они нам рассказывают?
Какое имеют схематическое обозначение?
Вот так мы с Вами сейчас набросали основу одного из развлечений в работе над предложно-падежными конструкциями. Осталось только добавить пару музыкальных номеров.
Как бы Вы назвали это развлечение?
Какова может быть цель данного развлечения?
К какой форме проведения развлечений это можно отнести?
К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.
Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.
К организации развлечений предъявляются следующие требования:
- разнообразие содержания;
- художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;
- занимательность содержания, новизна его элементов;
- доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;
- направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,
- соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут) .
В качестве материала для развлечений активно используются потешки, стихи, сюрпризы, пальчиковые игры, фокусы, шарады, загадки, аттракционы.
Педагогу очень важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным развлечением, чтобы такие мероприятия не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Развлечения развивают у детей сообразительность, смекалку, воображение и творчество, воспитывают потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Развлечение, как и любая досуговая модель – есть урок творчества, так как заставляет детей без принуждения искать творческие решения, делать самостоятельные выводы, придумывать, фантазировать, действовать. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо использование развлечений в системе логопедического воздействия.
Список литературы
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. - Спб, 2001.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
3. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. - Спб, 1997.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. /Сост. РГПУ им. Герцена. - СПб,2000.
5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.
7. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999.
8. Логопедия / Под ред. Волковой Л. С. - М., 1989.
9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Спб, 2001.
10. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1981.
11. Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. //ж. ”Дефектология №1, !999
12. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И. Т. //Методы обследования речи у детей. - М., 1992.
13. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - Спб, 1997.
14. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи. - Спб, 1999.
15. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. - Спб, 1999.
16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М., 1989.
17. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.
18. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 2000.