Калугина Екатерина Сергеевна
Проект сюжетно-ролевой игры «Автопарк» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (февраль-апрель).
Возраст: средняя группа.
Проблема:
В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Автопарк“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Особенно актуально данная проблема стоит в большом городе, где огромное количество городского транспорта. Поэтому, мы считаем, в детском саду необходим поиск новых форм, приёмов работы, способствующих воспитанию и обучению детей как правильно вести себя на улице. Одной из таких форм является – игра.
Игра - важнейший вид детской деятельности, в которой происходит формирование личности ребёнка, его морально-волевых качеств, реализуется потребность воздействия на мир. Именно в сюжетной игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Сюжетно-ролевая игра «Автопарк» имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию, взяв на себя определённую роль.
Дети часто попадают в различные жизненные ситуации, в которых они
могут растеряться. Как известно, причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения. В ходе проекта «Автопарк», дети получат не только элементарные знания, но и смогут пофантазировать, а воспитание и обучение превратится в увлекательную игру.
Цель:
• Совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного
образа жизни в сфере дорожного движения среди детей, родителей.
Задачи:
Обучающие:
• Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте,
на дорогах. Способствовать их осознанию.
• Закреплять имеющиеся знания о разных видах транспорта, как средстве
передвижения, перевозки грузов и использования в других целях;
• Расширять представления детей о других профессиях, связанных с этой
отраслью;
• Учить анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации.
Развивающие:
• Продолжать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении
правил и норм поведения в игре;
• Продолжать работу по обогащению словаря, развивать диалогическую
речь, навыки коллективного общения;
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность между детьми, умение считаться с
желаниями и интересами товарищей;
• Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность,
патриотизм, любовь к родному городу.
Участники проекта :
- Дети.
- Воспитатели.
- Инструктор по физкультуре.
- Методист.
- Музыкальный руководитель.
- Родители.
Предполагаемый результат:
• Осознание детьми правил поведения в общественном, личном транспорте
и на дорогах.
• Осознанное восприятие детьми последствий дорожных происшествий.
• Обогащение знаний детей о городском автотранспорте и профессиях, связанных с ним.
• Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
• Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Организация среды :
Пространство обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются
по своему содержанию и функциональной пригодности:
-зоны сюжетно-ролевых игр (“доктор”, “магазин”, “шоферы”,);
• зона конструирования;
• зона активных игр (спортивные модули, мячи, обручи, кегли);
• зоны релаксаций (диван, коврики,);
• зона интеллектуальных игр (настольно-печатные игры, д/и);
• музыкальная зона (магнитофон, записи с разными мелодиями);
• зона для рисования и прикладной деятельности (столы, бумага, краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей, природный материал и т. д.);
• Художественная литература, ребус, кроссворды;
Системная схема – паутинка к проекту :
«Автопарк» :
- ГИБДД
• Профессии (Инспектор ГАИ, Регулировщик.)
• Оборудование (дорожные знаки, элементы спецодежды.)
- Автомастерская
• Профессии (слесарь, шиномонтажник, кузовщик)
• Оборудование (автомастерская, легковые машины, инструмент)
- Городской транспорт
• Профессии (водители трамвая, троллейбуса, автобуса, грузовых автомобилей, диспетчер)
• Оборудование (машины, конструктор, элементы спецодежды, телефоны
- Спецтранспорт
• Профессии (диспетчер, врач, медсестра, пожарный, водитель)
• Оборудование (спецмашины, элементы спецодежды, медицинский инструмент, пожарное снаряжение, рации, телефоны).
Предварительная работа:
• Ознакомление с художественной литературой по теме “Транспорт нашего города”, ПДД, профессии.
• Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Наш город, ПДД.
• Составление описательных рассказов, заучивание стихов, отгадывание загадок, кроссвордов о городе, улицах, автомобилях, …
• Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать «Дорожный знак»
• Выставка рисунков.
• Создание книжек-малышек «Дорожные знаки», «Правила поведения на улице».
• Дидактические настольные игры : “ПДД”, “Улицы города”, “Путешествуем по городу”.
• Аппликация “Телефоны служб спасения”.
• Экскурсия к проезжей части дороги, к пешеходному переходу.
• Прослушивание музыкальных произведений и знакомство с детскими песенками про город, транспорт.
• Просмотр детьми презентаций по данной теме.
Этапы и шаги реализации проекта.
Iэтап. Подготовительный.
- Создание проблемной ситуации: в строительном центре сооружена постройка “Улица города”. Воспитатель вносит дорожные знаки, расставляет их.
Спрашивает детей: что это за знаки? Для чего они нужны? Можно ли обойтись
без них? Почему? Предлагает пофантазировать: что бы было, если бы на улицах города не было дорожных знаков, не было названий улиц?
- После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: существуют правила дорожного движения, которые нужно соблюдать как водителям так и пешеходам. Необходимо знать, как правильно вести себя на улицах города. Педагог предлагает всем вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию, создать сюжетную игру “ Автопарк”.
- Планируются развивающие вопросы, которые можно задавать в любое время: Можно ли разговаривать с шофером во время езды? Как называют людей, идущих по улице? Для чего каждый человек должен знать свой адрес? Для чего нужно знать телефоны служб скорой помощи, пожарной службы и другие.
Планируются занятия и развлечения по данной теме.
IIэтап. Основной.
Выявив объём знаний детей, их интересы и пожелания, мы определили
перспективу (Составили план-паутинку) организации работы детей в центрах
активности и на утренних сборах (задачи, содержание, методы, приёмы, и материал).
1. Центр искусства (рисование на тему «Мы рисуем улицу», понаблюдать и нарисовать дорожные знаки, что они могут обозначать.)
2. Центр математики (посчитать дорожные знаки по пути в детский сад и др., обратить внимание в какую сторону едут машины, решение логических задач.)
3. Центр движения (выучить движения регулировщика, подвижные игры «Стоп», «Горелки» и др.»)
4. Центр информационный (иллюстрированные задания по теме безопасность на улице, книга Г. Зайцева «Как друзья дорогу переходили»,С. Маршак «Светофор», А. Богданович «Пешеходу-малышу», С. Баруздин «Сказка о трамвае», С. Шлыгин «Вышел мишка из берлоги», С. Михалков «Моя улица», А. Вольский «Запомни, юный пешеход», рассматривание плакатов, буклетов, открыток по теме, просмотр презентаций.)
5. Центр строительства (постройка автопарка, автомастерской, домов, сделать
макеты из коробок, изготовить макеты дорожных знаков.)
6. Центр игры (игра на улице «Путешествие по городу», дидактическая игра «ПДД», игра «Мы едем в зоопарк».)
7. Центр науки. (игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, ребусы и т. д.
8. Центр речи (игры «Назови профессию», «Хорошо-плохо», придумывание правил поведения на улице.)
9. Центр творчества (кукольный спектакль «Марта и Чичи едут в парк»)
В средней группе знания детей о Правилах дорожного движения, о транспорте и профессиях только начинают систематизироваться. В группе организуем перекресток, где проводим игры, в ходе которых закрепляем знания о назначении дорожных знаков, назначении и роли спец. машин, о профессиях пожарника, врача, умение пользоваться пешеходным переходом, регулировать движение на перекрестке в роли регулировщика.
На занятиях знакомим детей с новыми для них правилами поведения
пешеходов и пассажиров. Проводим беседы и разъясняем детям, как важно не
только знать, но и выполнять Правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города. В Центре искусства проводим занятие на тему «Мы рисуем улицу»
Для воспитания грамотного пешехода используем занятия по развитию речи. Для развития внимания, памяти детей дошкольного возраста используем многочисленные дидактические игры.
Проводим сюжетно-ролевую игру «Экскурсия в зоопарк» совместно с детьми младшей группы.
IIIэтап. Заключительный.
Подведение итогов проводится в виде сюжетной игры с викториной.
Роль родителей в реализации проекта
-Оказывают материальную помощь в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио-видео фильмов для детей.
-Вместе с детьми готовятся к конкурсам.
-Участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр.
-Оказывают помощь в проведении выставок.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам
дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белая К. Ю. Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице. Дидактический материал для детей дошкольного возраста. М. Просвещение. 2008.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. М. Мозаика-Синтез, 2008
3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. СПБ,Детство-Пресс. 2010.
4. Ефанова З. А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД Волгоград: Корифей. 2007.
5. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.