Нина Шапкина
Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей старшей группы с произведениями художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Это период дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования, поэтому я поставила перед собой
новые задачи:
- обогащать «читательский опыт» через разные литературные жанры, включая басни;
- продолжать приобщать дошкольников к социально-нравственным ценностям;
- обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов;
Публикация «Продуктивное чтение как форма работы по ознакомлению детей старшей группы с произведениями художественной литературы» размещена в разделах
- учить понимать скрытые мотивы поведения героев произведений, давать им свою оценку.
На основе новых задач подобрала высокохудожественные произведения разных жанров, тематика которых соответствовала временам года, календарным датам (народным и государственным праздникам, затем разработала перспективное планирование, ряд конспектов занятий, пополнила картотеку игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей в рамках ознакомления их с художественной литературой, изготовила д / и «Расскажи эпизод по картинке», «Женские и мужские образы в сказках». Уголок театрализации пополнила масками, шапочками, новыми атрибутами, настольными ширмами. Подобрала ряд иллюстраций крупного плана (образ Снегурочки в рисунках русских художников,
С позиции структуры технология предполагает работу с детьми 5 лет в 4 этапа.
1 этап – работа с текстом до чтения.
Развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов проявляется ярче у детей старшего возраста и вызывает мотивацию познакомиться с новой книжкой.
- Детям называла имя автора, название книги, рассматривали иллюстрации, потом предлагала задать вопросы, высказать свои предположения о героях, теме, содержании, а затем предлагала послушать текст, проверить возникшие предположения.
- Кроме использования загадок, пальчиковых и дидактических игр, сюрпризных моментов, которые были подобраны в соответствии с тематикой произведения, работали с пословицами («Человек без Родины, что соловей без песни» к стихотворению П. Воронько «Жура, жура, журавель», «Человек без дружбы – что дерево без корней» к рассказу Е. Пермяка «Самое страшное» и другие).
- Также начала знакомить детей с некоторыми авторами и их биографией (В. Даль, К. Чуковский, В. Сутеев, А. Яшин, так как их произведения чаще включала в планирование.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
С самого начала своей работы по формированию интереса к художественной литературе у детей пятого-шестого года жизни из своего опыта я осознавала, что художественное слово ребята понимают через моё комментированное чтение и рассказывание. А чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, во время чтения художественной литературы я использовала такие элементы как: сила голоса, темп, паузы, ударения, повышение и понижение голоса, тембр. Такие приемы помогли быстрее запомнить и в дальнейшем воспроизвести текст или его эпизоды.
Во время чтения сказок предлагала детям изобразить мимикой и жестами состояние того или иного героя, что очень нравилось детям и воодушевляло их внимательней слушать текст.
Также детям позволяла во время чтения задавать вопросы, если они что-то не поняли, это предусматривается авторами образовательной технологии. Эти факторы указывают на то, что дети внимательно слушают, понимают смысл происходящего, они заинтересованы чтением-слушанием.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
В ходе бесед по прочитанному особое внимание уделяла подбору вопросов. Мои вопросы должны были поставить ребенка перед необходимостью задуматься, прочувствовать нравственный посыл писателя, если это авторское произведение или народную мудрость, если это сказки. Мои «любимые» вопросы «Почему?» и «Как ты думаешь?» В результате созданной проблемной ситуации при чтении у детей возникала потребность в новых способах знаний или ещё неизведанных способах действий. Проблемные ситуации использовала для того, чтобы вызвать интерес к факту, событию, описанному в произведении или направить на активные поиски ответа, подвести к самостоятельным выводам. Например, «Почему он (а) так поступил?», (Муравей в басне «Стрекоза и Муравей», «Правильно ли поступила мать, бросив детей в ненецкой сказке «Кукушка»? «Что бы вы сделали на ее месте?», «Кого вы считаете более жестоким: жабу, майского жука или крота в сказке «Дюймовочка»? «Почему?» и тому подобное. (Свои ответы дети должны были обосновать).
Использование выразительных жестов детьми в пантомиме, этюдах во время чтения (сказка «Четыре художника. Зима.» Г. Скребицкий; р. н. сказка «Баба Яга»; р. н. сказка «Хвосты», «Мешок яблок» В. Сутеев) дает детям возможность проявить свои чувства и эмоции, что важно для их эмоционального развития.
Прием обращения к прочитанному и обмену мнениями «Как бы ты поступил?» способствует решению задачи «приобщение детей к социально-нравственным нормам» и позволяет обратиться как к личному опыту, так и к анализу поступков героев со стороны (ненецкая сказка «Кукушка», В. Осеева «На катке», «Волшебное слово», Е. Чарушин «Глупый мальчик»).
Словесные игры «Хорошо-плохо» (Е. Пермяк «Самое страшное», «Да-нет» (В. Осеева «Сыновья», «Правда-не правда» (сказка «Каша из топора») развивают у детей внимание, логику, мышление, воображение, что является эффективным методом усвоения литературного материала.
4 этап. Воспроизведение текста с помощью специальных заданий.
Под специальными заданиями понимаются творческие задания, которые, по мнению авторов, предполагают самостоятельность ребенка при его выполнении.
Из четырёх сфер читательской деятельности (эмоциональная, воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму) самая развитая у дошкольников – это сфера осмысления содержания. Поэтому методика предлагает педагогу большой выбор заданий, связанных с этой сферой:
- Пересказ эпизода, отрывка, короткого текста, придумывание другой концовки.
При пересказе понравившихся эпизодов, отрывков из текста руководствовалась интересами детей – опрашивала их по желанию. С детьми, которые были не уверены в себе или стеснялись, давала время подумать и настроиться на описание события.
Если нужно было пересказать или показать последовательность всего текста, в этом случае использовала мнемо-таблицы. Такой прием позволяет не только воспроизвести текст, но и способствует развитию связной монологической речи, а также дает возможность ребенку почувствовать себя увереннее (В. Сутеев «разные колеса», И. Крылов «Стрекоза и муравей», сказка «Как сорока клеста судила», В. Катаев «Цветик-семицветик»).
Развитию творческого воображения способствуют следующие задания:
- Обыгрывание сказки по ролям (В. Даль. «Война грибов с ягодами», В. Сутеев «Елка»). Чтобы детям было интересно, изготовила маски-шапочки.
- Инсценирование одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы, изображение этюдов (В. Сутеев «Мешок яблок», Г. Скребицкий «Четыре художника. Зима», р. н. сказка «Баба Яга», р. н. сказка «Хвосты»).
Эти формы работы помогают ребенку усвоить «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, жестов, мимики, позы, движений, интонаций голоса выражать собственные переживания, сверстник постепенно становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.
- Игры драматизации подбирала по произведениям, содержание которых способствуют формированию эмоционального и социального интеллекта детей (ненецкая сказка «Кукушка», В. Катаев «Цветик-семицветик»).
Более углубленному восприятию литературного текста способствуют виды продуктивной деятельности :
- Работа с раскрасками очень нравится детям. Подбирала к одному и тому же произведению разные по содержанию, чтобы у детей была возможность выбрать понравившуюся (К. Чуковский «Муха-цокотуха», И. Крылов «Стрекоза и муравей», И. Гурьева «23 февраля», В. П. Бороздин «Первый в космосе».)
- Рисование в работе использовала не часто, так как это требует большей затраты времени, поэтому рисование сводится к тому, чтобы нарисовать какие-то детали, либо элемент костюма (р. н. сказка «Снегурочка»).
- В аппликации (В. Осеева «Сыновья», В. Сутеев «Мамин праздник» - изготовление поздравительных открыток для мам) детали для детей подготавливала заранее, чтобы быстро и без помощи взрослого выполнить работу.
Все эти формы работы способствуют более углубленному восприятию текстов: запоминанию главных героев, событий, умению отличать хорошие поступки от плохих, воспитанию нравственных качеств, а значит, приобщению к социально – нравственным нормам.