Елена Полякова
Проблема заикания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблема заикания у детей дошкольного возраста»
Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).
Публикация «Проблема заикания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.
Физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи — это запинки несудорожного характера.
Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.
Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.
В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м. б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку!
Как Вы можете помочь ребенку?
-Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.
-Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.
-Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.
-Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).
-Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.
-Давайте ребенку время говорить без перерыва.
-Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.
-Если Ваш ребенок левша е переучивайте его.
-Будьте спокойны и сдержаны.
-Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.
Обратитесь к специалисту, если Ваш ребенок:
- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
-делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
-затрудняется перед началом речи.
Вам необходимо соблюсти некоторые рекомендации:
Ребенку с заиканием необходим домашний охранительный режим:
-Снижение раздражающих факторов, спокойная обстановка дома, устранение волнений. Взрослые дома должны говорить не громко. Исключит просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т. п.). Лучше соблюдать режим молчания (насколько это возможно) или использовать шепотную речь.
-Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.
-Проконсультироваться с неврологом и педиатром по поводу назначения ребенку успокаивающих, общеукрепляющих, снотворных (если это необходимо) средств.
-Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день.
-Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж.
-Режим питания: 4 -5 раз в день, пища должна быть разнообразной, но рекомендуется острая пища
Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.
Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:
-Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
-Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
-Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.
-Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
-Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т. п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
-Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.
-Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
-Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого, не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
-Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
-На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
-Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
-Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
Советы родителям заикающегося ребенка
1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Ваша неторопливая, спокойная речь принесёт больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы типа: «Говори медленно», «Повтори ещё раз медленно».
2. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаёте ребёнку. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребёнок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.
3. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребёнку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания.
4. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребёнку. В течение этого времени позвольте ребёнку делать все, что ему хочется. Пусть он руководит Вами и сам решает, хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для ребёнка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться.
5. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Детям намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание.
6. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребёнку, а также замедлите свой темп речи.
7. И самое главное, покажите ребёнку, что Вы принимаете его таким, какой он есть.
Самая могучая сила – это Ваша поддержка.
Литература:
1. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников С. В. Леонова, Москва ВЛАДОС 2004
2. О заикании педагогам и родителям Л. Г. Парамонова, Спб «Детство-пресс» 2007