Варвара Плющева
Консультация «Проблема семейного чтения в духовно-нравственном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблема семейного чтения в духовно-нравственном развитии дошкольников»
В. В. Плющева, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»,
г. Железногорск, Курская область
В духовно-нравственном воспитании ребенка огромную роль играет семья. Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу социального поведения человека. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ребенок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением – бабушками и дедушками. Вырастая, ребенок переносит любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства.
Публикация «Консультация „Проблема семейного чтения в духовно-нравственном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Если в семье ребенок не научится с пониманием и любовью относиться к близким, а будет следовать только своим прихотям и желаниям, если он с детства привыкнет только брать, но не научится отдавать, то в этом случае и речи не будет о формировании нравственности.
Именно книга является тем инструментом, с помощью которого формируются нравственные и моральные принципы. Именно через книгу ребенок овладевает информацией, которая накапливалась веками. Именно книга развивает фантазию, учит думать, оценивать свои и чужие поступки, примерять ту или иную ситуацию к себе, переживать ее и анализировать. Поэтому книга и чтение становятся тем мостиком, который помогает родителям и детям найти общий язык и не отдалиться друг от друга. Книга как бы становится посредником для диалога между взрослым и ребенком. Поэтому перед библиотеками и школами стоит задача развивать интерес к чтению. А одним из средств развития такого интереса являются традиции семейного чтения. [1]
Сегодня проблемы чтения стоят в одном ряду с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры. И неслучайно 2015 г. был объявлен Годом литературы.
В этом плане велика роль семьи. Именно она формирует положительное отношение к книге и к чтению в целом. И только с возрождением традиций семейного чтения можно решить эту проблему. Именно дом, а не детский сад, и в будущем школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники – родители. Именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения. Более того, на расширение прав и ответственности родителей как «первых педагогов» обращается внимание в Законе Российской Федерации «Об образовании», обязывающем родителей «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». [5]
Что же такое семейное чтение? Процесс семейного чтения включает в себя :
1) процесс чтения взрослыми ребенку;
2) чтение родителями педагогической и медицинской литературы для воспитания и ухода за ребенком;
3) организацию самостоятельного чтения ребенка (рекомендацию ему книг, их приобретение в книжных магазинах, походы в библиотеку за книгами, беседы о прочитанных книгах и др.). [4]
Особенно активно эта работа ведется с родителями дошкольников.
Дошкольное детство играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в этот период образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Решая проблему семейного чтения, можно выделить следующие основные задачи:
- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. [2]
В связи с этим с родителями практикуются различные формы работы:
- коллективные беседы по таким темам, как «Что читать ребенку?», «Как стать родителем читающего ребенка?», «Мама, почитай мне сказку», где мы вместе с родителями разбираем сказки, пробуем найти их скрытый смысл;
- индивидуальные беседы – рекомендации книг, как для родителей, так и для детей;
- консультативная и информационная помощь в вопросах воспитания и обучения детей;
- различные рекомендации для родителей по развитию читательского интереса: «Советы родителям в помощь чтению», «Как начать семейное чтение?», «Памятка для родителей» и др.
А наша земля богата историей, талантливыми людьми, и очень важно показать мощь и красоту нашего края ребенку, чтобы он гордился и приумножал славу своих предков. И делать это надо с раннего возраста. Так, пропаганда выдающихся достижений наших земляков в области науки, культуры, спорта, экономики, литературы– одна из важных задач как родителей, так и педагогов.
Поэтому большое внимание нужно уделить таким формам работы с родителями как организация книжных выставок, в которых могут быть представлены книжки собственного сочинения, оформления.
Таким образом, мы видим, что постоянное сотрудничество родителей и педагогов в вопросах художественной литературы, помогает увидеть много полезного и интересного.
Родителям необходимо затрагивать такие темы, как семейные традиции, семейные ценности, семейный уклад, семейное чтение, семейная библиотека, а в образовательных учреждениях обсуждать и развивать их. Но для того чтобы решить эту проблему в целом, нужны комплексные программы, которые охватили бы все образовательное учреждение. Таких программ, к сожалению, сегодня нет, и работа строится только на энтузиазме педагогов и родителей в свободной форме. [3]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа в адрес семьи, работа по восстановлению и поддержке традиции семейного чтения – одно из приоритетных направлений работы современных дошкольных организаций.
Литература
1. Барковская Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании / Н. В. Барковская // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 140–141.
2. Кашкаров А. П. Проблемы семейного чтения / А. П. Кашкаров // Воспитание школьников. – 2012. – № 9. – С. 30–34.
3. Павлова Т. В. Рекомендации. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение. Рекомендации для родителей [Электронный ресурс] : PISMOREF.RU Мобильные рефераты. – URL : https://pismoref.ru/3487815760.html (дата обращения 27.10.2015).
4. Федосеева В. В. Роль семейного чтения в развитии личности ребенка как составляющая повышения качества образования [Электронный ресурс] : социальная сеть работников образования. URL : nsportal.ru ( дата обращения: 29.10.2015).
5. Щербенко Э. М. Чтение – лучшее учение : заметки I Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» / Э. М. Щербенко // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 43–46.