Мария Вартапетян
Природотерапия — могучее средство коррекции психического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе дефектолога с детьми, имеющими комплексные нарушения развития - создание условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников коррекционно-образовательного процесса, формирование установки на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.
Публикация «Природотерапия — могучее средство коррекции психического здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
При достижении этой цели важно учитывать состояние как физического, соматического, так и психологического и духовного здоровья ребенка. При этом физическое здоровье создает основу для осанки, правильного развития статики, локомоций, роста и веса. Соматическое же здоровье определяет становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов. Психическое здоровье обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности, адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к себе и к окружающим его людям. Духовное здоровье включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.
Один из отечественных психологов, дефектолог, Лубовский В. И. дает следующее определение задержке психического развития : «Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний» [3, с. 6].
На наш взгляд, сложность таких детей заключается в том, что в их поведении преобладает высокая тревожность и степень психоэмоционального напряжения, присутствуют негативные переживания, эмоциональная зажатость, нарушение эмоционально-личностных связей с близкими людьми. Им, как и всем людям, нужно усваивать социальный опыт, проходить этапы социализации и участвовать в общественной жизни. Но физические и психические недостатки существенно влияют на их развитие, не давая таким детям возможности полноценно реализовать себя, как личность.
Стоит также отметить, что сложность работы с такими детьми заключается в том, что в настоящее время существует недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы правильно осуществить психолого-педагогическую помощь детям с ЗПР. Это, в свою очередь, связано с тем, что данное нарушение психического развития было открыто сравнительно недавно, поэтому еще не до конца изучены механизмы возникновения и сущности ЗПР.
По данным различных источников насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные – хронические заболевания. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно-сосудистой системы. Имеется тенденция к снижению показателей физического развития школьников, в том числе мышечной силы (Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Плахов Н. Н., «Гигиена и санитария», 2017 г.).
Повсеместное использование компьютеров в школе и дома, неправильно оборудованное рабочее место школьника, несоблюдение режима труда и отдыха, низкая физическая активность детей и подростков, неполноценное и нерациональное питание способствуют возникновению нарушений в состоянии здоровья обучающихся детей.
Применение литотерапии в педагогической практике – это контролируемое использование минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка и коррекции отдельных черт его характера. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Дети с увлечением играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают. Придумывание новых сочетаний из различных камней очень увлекательное и творческое занятие. Кроме того, так приятно прикасаться к прохладным разноцветным камням, чувствовать их гладкие грани под пальцами. Важное значение в литотерапии имеет цвет камней.
Само созерцание и контакт с цветной поверхностью камня необходимо проводить в полной тишине или в сопровождении спокойной музыки. Такие занятия проводятся индивидуально или по подгруппам.
«Шаловливые обезьянки»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете двумя обезьянками-подружками. Одна будет показывать движения, а другая передразнивать, в точности копируя её. Условие - не сбиваться. Можно включить весёлую музыку. Порядок движений: приседать, сделать смешную рожицу, надуть щуки, улыбнуться, начать быстро растирать уши, затем нос с боков- по 10 раз. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, повращать головой 5-6 раз, попрыгать на месте 3-4 раза, сесть, изобразить смешную рожицу. Потереть живот по часовой стрелке, положив одну руку на другую. Лечь на спину, поднять руки вверх и попрыгать, издавая победный клич. Таким образом, делается массаж, развивается внимание и наблюдательность.
Природотерапия как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях сельской школы (Описание опыта работы).
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!
(Калиман Н. А.)
В своей работе учитель – дефектолог применяет следующие виды игр в воде.
1) Пальцевый массаж и игры с предметами:
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж камнями;
• массаж приборами Су-Джок терапии;
• массаж льдом.
2) Игры на понимание речи и активизацию словаря:
- существительных:
«Помой овощи (фрукты)»,
«Помой посуду»,
«Вымоем малыша» (кукла – голыш) – части тела человека;
- глаголов:
«Что делает утенок?» (плавает, ныряет, плещется, прячется).
3) Гидромассаж.
Составлена картотека дидактических игр и упражнений с водой и льдом. (Приложение 1)
Таким образом, в играх с водой более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и мимика). Все умения, навыки и знания усваиваются детьми гораздо быстрее и проще. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Тысячелетия люди жили в системных отношениях с природой, или иными словами – «внутри природы», являясь ее неотъемлемой частью и используя все природные связи и факторы для поддержания своего здоровья.
Природотерапия - уникальное средство укрепления и восстановления здоровья при помощи факторов и объектов природы.
На занятиях по программе «Природотерапия» используются безопасные для детей декоративные и сельскохозяйственные животные (черепахи, ящерицы, морские свинки, кролики, попугаи, коровы, козы, верблюд, ослики др.) и специально обученные собаки, лошади.
Практическая значимость программы состоит в гармонизации психоэмоционального состояния детей, повышении самооценки и коммуникативной компетентности, развитии межличностных отношений.
Техника «Марания»
Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.
«Монотипия»
Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.
«Акватушь»
Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.
Идея «терапии песком была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д. а потом разрушать и снова строить. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. Идея «терапии песком была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д. а потом разрушать и снова строить. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
- Обучающие (облегчают процесс обучения);
- Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика
- Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации
2. Развитие коммуникативных навыков, т. е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.