Туяна Балданова
Природосообразность воспитательного пространства как средство коррекционно-эмоциональной сферы воспитания
▼ Скачать +Заказ
Природосообразность воспитательного пространства как средство коррекционно-эмоциональной сферы воспитания.
«Природа и воспитание подобны.
А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу».
Демокрит.
Балданова Т. Б., воспитатель МОУ
«Школа-интернат среднего общего
образования с. Ныда»
Публикация «Природосообразность воспитательного пространства как средство коррекционно-эмоциональной сферы воспитания» размещена в разделах
Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем, направленным на всестороннее гармоничное развитие личности. Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, т. е. принципам воспитательного процесса. К ним относятся: личностный подход к воспитанию, гуманистический, дифференцированный, культуросообразность, природосообразность и другие.
Рассмотрим подробнее природосообразность воспитательного пространства как средство коррекционно-эмоциональной сферы воспитания. Природосообразность – один из принципов педагогики, согласно которому формирование личности происходит с опорой на мотивы и потребности воспитанников конкретного пола и возраста; свойственно преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития, т. е. воспитание и обучение должно соответствовать природе воспитуемого. Природа наших воспитанников, представителей коренных малочисленных народов Севера – свободолюбивая, бескрайняя тундра, соответственно, стиль жизни, к которому дети привыкли с детства – свободный, без ограничений. Минуя детсадовские будни, детей к семи годам привозят на вертолете в поселок, в интернат. В этот момент начинается социализация. Для более успешной адаптации к социуму на территории интерната, как и в самом интернате, коллектив воспитателей под руководством Альбины Лямбиевны установили чума, где дети могут уединиться в грустные моменты, поразмышлять над какими-то жизненно важными моментами, либо поиграть друг с другом, отдохнуть.
Также в чуме всеми педагогами проводятся этнокультурные занятия. Формы проведения различные: дебаты, диспуты, круглые столы, инсценировки сказок, связанные с обычаями, традициями, рукоделием, природой родного края.
В прошлом году мы с воспитанниками инсценировали сказку «Кукушка» (по мотивам ненецкой сказки). Хочу отметить интерес со стороны воспитанников, который был заметен с самого начала (момента приготовления) и до конца (инсценировка сказки). Дети окунаются в свою зону комфорта, ведь они играют в роли самих же себя в обыденной жизни тундровиков. На подсознательном уровне, воспитанники, как будто побывали дома. После обсуждения с воспитанниками проблемы взаимоотношений матери и детей, выявила, что в процессе инсценировки происходит усвоение растущими детьми знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними.
В этом году организовала и провела в чуме этнокультурную конкурсную программу «Ягоды Севера» для воспитанников младших классов. Все воспитанники знают северные ягоды, но когда к теме подходишь с разных сторон, применяя такие активные методы и приемы обучения, как «Морфологический ящик», «Найди соответствие», «Разгадай ребусы», «Синквейн» - усвоение материала происходит глубже и интереснее. Хочется отметить, что занятия (мероприятия, проведенные в чуме проходят в очень живой, рабочей атмосфере, при этом эмоционально-подсознательная сторона находится в зоне умиротворения.
Организация и проведение таких этнокультурных занятий позволила разрушить межвозрастные барьеры взаимодействия, укрепить межличностные связи, удовлетворять естественные потребности воспитанников в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе.
Смело можно сказать, что чум как олицетворение природы народов Севера является средством развивающим, направленным на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка; защитным, направленным на повышение уровня социальной защищенности воспитанников; нейтрализатором влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития; компенсирующим, предполагающим создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей; корректирующим, заключающемся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения воспитанников с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.