Александра Реброва
Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они еще не могут, потому подвержены переменам настроения, способны переживать целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени.
Проблема развития эмоций, их роли, как регуляторов действий и поведения человека, является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления и формирования личности.
Публикация «Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Примером эффективной деятельности в этом направлении стало решение задач по развитию эмоционально- волевой сферы старших дошкольников средствами театрально-игровых технологий.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительству посредством театрализованной деятельности.
Изучив методические пособия:
-«Театр - Творчество - Дети» (Сорокина Н. Ф.,
-«Театрализованная деятельность в детском саду» (Антипина Е. А.,
-«Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» (Чурилова Э. Г.,
-«Театрализованные занятия в детском саду» (Маханева М. Д., наметила пути решения через организацию театрализованной деятельности.
Цель работы : показать значимость театрально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
Цель реализую через следующие задачи:
1. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах театральной деятельности;
2. Развивать эмпатию, передавая заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
3. Учить детей управлять своим эмоциональным состоянием.
Исследования по данной теме определили необходимость разработки цикла игр, направленных на развитие коммуникативных способностей: игры и упражнения на развития умения сотрудничать, активно слушать и говорить самому.
В процессе реализации поставленных задач учитывалась психолого-педагогическая значимость театрализованных игр, в ходе которых дети учились выражать эмоции и адекватно их воспроизводить в момент перевоплощения в животных или сказочных героев. У них появляется возможность формирования определенных действий для выражения эмоций интереса, радости, удивления, горя, страха, гнева, стыда, вины.
Организованные театрализованные занятия проходят в рамках программы кружковой работы «Страна Театралия».
Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения;
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Занятие начинается со знакомства детей с театром. У детей формируются представления о театре, как о виде искусства, дети знакомятся с театральными профессиями (режиссера, сценариста, гримера, костюмера и т. д.). Сопровождают детей веселые персонажи дядя Кузя и Чевостик, которые приглашают попутешествовать с ними по «Стране Театралии».
На занятиях были использованы различные этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё эмпатийное отношение к сверстникам.
Для снятия мышечного напряжения и раскрепощения детей предлагаю упражнения, способствующие воспитанию уверенности в себе, умению расслабиться, раскрепоститься.
Знакомство детей с пиктограммами, учат различать и передавать различные эмоции (радость, огорчения, страх, злость, обиду, удивление, различать мимику, жесты и интонацию произнося фразы: грустно, радостно, сердито, удивлённо, строили диалоги, самостоятельно выбрав себе партнёра.
Помогают в этом виде деятельности наглядно-дидактические пособия «Эмоции» для ознакомления с окружающим миром, «Театр настроения», «Наши чувства и эмоции» для ознакомления с эмоциональным миром людей.
Использование вида театра : театр- свиток по сказке «Теремок» способствовало совершенствованию художественно-образных выразительных умений. Дошкольники передавали характер выбранного персонажа, его эмоциональное состояния с помощью творческого воображения, инициативы и фантазии. Творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Часть наших путешествий по «Стране Театралии» мы проводим, используя интерактивную доску, где детишки умело представляют свои знания в области театральной деятельности. Например, отправить предмет в свою сказку, найти героя сказки и т. д. Воспитанники проявляют к данной деятельности большой интерес, что способствует активному, познавательному и обучающемуся развитию.
Театрализованную деятельность относят к одному из видов арт-терапии – терапии искусством. Одним из решения задач по развитию эмоционально волевой сферы средствами музыкально-театрализованной деятельности является песочная игротерапия.
Во взаимосвязи рисования песком с музыкой происходит восприятие музыкальных образов в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. У них формируются навык слушания музыки, умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию и перекладывая свои чувства, ощущения радости или грусти через творчество – рисования на песке.
Выстраивая систему работы по театрализованной деятельности, я старалась включить те методы и приемы, которые бы стимулировали детей на творчество, носили бы инновационный характер.
Подводя итоги, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ролей.
Благодаря театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении с взрослыми.
Использование театрализованной деятельности в целях формирования эмоциональной сферы ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
• единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
• насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
• постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
• совместного участия в данном процессе детей и взрослых.
Анализ эмоционального развития дошкольников в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие выводы:
• театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;
• театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, за-ставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;
• театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;
• театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Самым эффективным результатом творческих способностей дошкольников является участие воспитанников на утренниках и театрализованных постановках : совершенствуется их сценическая речь, с наслаждением и интересом играют новые роли, чувствуют образ героя, не боятся сцены и зрителей, раскрепощенно и непринужденно показывают спектакль. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации.
Свое представление хочется закончить словами В. А. Сухомлинского:
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!»