Алёна Щукина
Сказка как средство развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольников 5–7 лет
▼ Скачать +Заказ
Детство – время развития всех сил человека, время приобретения новых знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Публикация «Сказка как средство развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоционально-нравственное воспитание личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее.
В дошкольном возрасте стержнем, определяющим нравственное воспитание личности ребенка, его социального развития, являются гуманистические отношения между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни маленького человечка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать к ней своё отношение. По мере роста ребенка мир его эмоций развивается, становится многообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период ребенок усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний, в то же время ребенок учится сдерживать себя в проявлении своих эмоций слишком бурно или резко.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка.
Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии позволяют развивать эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, формирует ценностные ориентации ребенка, дети овладевают коммуникативными навыками.
Работа психолога по эмоционально-нравственному воспитанию детей строилась на основе пособия Татьяны Андреевны Шорыгиной «Беседы о характере и чувствах».
Проводились занятия с детьми старшего дошкольного возраста, построенные на анализе поступков героев авторских сказок, посвященных характеру и чувствам людей.
Цель занятий – доступно и увлекательно сформировать представление о морально-нравственных ценностях, выработать навыки и привычки, необходимые для жизни в обществе, дать детям положительные социальные нормы поведения, обогатить речь, развивать творческое воображение.
Задачи программы:
• Научить детей понимать различные эмоциональные состояния, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
• Воспитание нравственных и этических качеств у детей.
• Развитие речи, мышления, творческого воображения.
Форма проведения: групповая.
Программа включает в себя 9 занятий.
Занятия включали два больших раздела:
1. «Наш характер» - знакомство детей с такими проявлениями человеческой души, как доброта, верность, дружба, гостеприимство, заботливость, щедрость, стремление прийти на помощь ближнему, поможет детям разобраться в сложном мире человеческих взаимоотношений. Выработать такие качества характера, как доброжелательность, отзывчивость, сострадание.
2. «Наши чувства» - научит ребенка понимать самого себя, управлять своими эмоциями. Ребенок знакомится с такими проявлениями чувств, как радость, грусть, удивление, вина, обида, стыд, страх, учится понимать свой внутренний мир, рассказывать о нём близким людям, чувствовать состояние других людей.
Занятия расширяют представления детей о сфере человеческих взаимоотношений. Поможет обогатить речь, развить логическое мышление и воображение.
Перед проведением занятий и после проводилась диагностика сформированности нравственных норм у детей дошкольного возраста.
Методики:
1. «Закончи историю»
Цель – изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость, внимание к людям - равнодушие). Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы.
2. «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р. М. Калининой). Детям демонстрируются пять пар картинок с полярными характеристиками нравственных норм: доброта-жадность, отзывчивость-равнодушие, дружелюбие-конфликтность, аккуратность-неаккуратность, вежливость-невнимание к взрослым.
Результаты диагностики:
1. Высокий уровень сформированности морально-нравственных представлений показало 46% детей. Дети чётко понимают и называют моральную норму, правильно оценивают поведение, мотивируют свою оценку, показывают адекватную эмоциональную реакцию на поступки других, может объяснить их причину.
2. Средний уровень – 20% детей. Дети показывают адекватную эмоциональную реакцию на поступки других, знают и правильно называет моральную норму, но не всегда могут объяснить их причину, не мотивируют свою оценку.
3. Низкий уровень – 34% детей. Дети по-разному оценивают поведение как правильное или неправильное, хорошее или плохое, не мотивируют оценку поведения, нравственные нормы не выделяют. Нет эмоциональной реакции поступков, не всегда правильно называют чувства людей, не могут объяснить их причину.
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ДО ПОСЛЕ
ВЫСОКИЙ 46% 62%
СРЕДНИЙ 20% 20%
НИЗКИЙ 34% 18%
Литература:
1. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М, : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.