Нина Васягина
Приобщение к чтению художественной литературы как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Переход ДОУ на обучение Федеральной Образовательной Программы ДО, является причиной создания единого фундамента содержания дошкольного образования, направленного на приобщение детей к духовно-нравственным ценностям российского народа. И мы, взрослые, должны оказать помощь в укреплении и сохранении этих ценностей в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Приобщение к чтению художественной литературы как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Как же мы можем эффективно это сделать? Конечно же через книгу, ведь книга является самым главным доступным и результативным средством для духовно-нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали родители и педагоги. Благодаря чтению у детей развивается воображение, формируется умение слушать, сопереживать и оценивать поступки героев, чтение помогает ребёнку лучше узнать родной язык и ощутить его яркость и выразительность.
Свою работу по приобщению воспитанников к чтению художественной литературы я начала с изучения «Технологии продуктивного чтения» Е. В. Бунеевой, О. В. Чиндиловой, которая предусматривает полноценное восприятие и понимание текста читателем с помощью конкретных приёмов чтения :
- Диалог с автором (беседа с автором через текст) (задача взрослого научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения).
- Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Рекомендованные программой литературные произведения мной были доработаны в соответствии с технологией продуктивного чтения. Во время прочтения произведений использовалась пауза, эмоциональный возглас, вопросы, рассуждения. Всё это помогло воспитанникам понять текст и усилить эмоциональное восприятие. Но главным открытием для меня стала книга Н. Абрамцевой «Сказки для добрых сердец». Это удивительная, душевная и светлая книга сразу нашла отклик в сердцах моих воспитанников. Сказки написаны простым, но в тоже время очень ярким языком, после их прочтения остаётся ощущение встречи с чем-то тёплым, светлым, уютным, возможно – с самой Добротой. Сказочные герои наполняют страницы добрыми чудесами. Эта книга – образец духовно-нравственного воспитания, и я настоятельно рекомендую прочитать её со своими детьми и в семейном кругу. Она не оставит вас равнодушными.
Продолжая работать в данном направлении я провела анкетирование среди родителей. Оно выявило недостаток домашнего чтения воспитанников, тогда я определила наиболее приемлемые формы сотрудничества с ними. Для эффективной подачи материала мной был изготовлен информационный «Литературный календарь», который пользуется большой популярностью среди родителей, с его помощью можно узнать много познавательного и интересного о писателе, и пройдя по QR коду, даже посмотреть мультфильм по его произведению. Это их серьёзно заинтересовало, они увлеченно и с пользой работали с календарём. Незамедлительно я увидела результаты своего труда – родители стали связующим звеном между семьёй и социумом, в детском саду появились книги из домашней библиотеки воспитанников. Ребята с радостью обменивались художественной литературой между собой. Родителям пришлась по душе такая положительная активность своих детей, они с удовольствием делились впечатлениями от домашнего чтения. Семьи дошкольников стали более сплочёнными, а родители более компетентными в вопросах работы с книгой.
Анализ запланированной деятельности принёс свои плоды – у дошкольников возрос интерес к чтению художественной литературы, выработались навыки бережного обращения к книге, сформировались представления о честности, доброте, смелости. Появилась способность эмоционально переживать, оценивать нравственные и безнравственные поступки героев. Воспитанники стали более дружелюбными как по отношению друг к другу, так и к окружающему миру, отзывчивы к просьбам и поручениям взрослого и товарищей.