Бадзиева Алла
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству Коста Левановича Хетагурова
▼ Скачать + Заказать документы
Весь мир –мой храм,
Любовь -моя святыня,
Вселенная – Отечество мое!
Эти слова великого гения, основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова являются мерилом для всего народа.
Благодаря необычайному таланту его имя известно во всем мире. Для Коста нет национальных границ, он любил весь мир,мечтал о том,чтобы все жили счастливо и помогали друг другу. Он создал много великолепных произведений, на которых воспитывалось не одно поколение осетин. Популярность его произведений не только не угасает,но с каждым годом разгорается все сильнее.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству Коста Левановича Хетагурова» размещена в разделах
«Объедини нас, благословенное слово!- этой цели Коста посвятил всю свою жизнь, отдал все свои силы без остатка. И появился на свет «Ирон фандыр»- песня –плач осетинского сердца. Появилась книга,в которой наш язык засверкал как чистейший алмаз – завещание поэта всем последующим поколениям Осетии», -Ахсар Кодзасти.
В каждом его произведении заложена частичка его души, поэтому они и имеют такую силу. Силу, которая заключается в эмоциях: в переживаниях, в радости от прочитанного, в обдумывании, во множестве других аспектов, которые открываются нам в поэзии.
Сегодня каждое выступление посвящается выдающемуся поэту,просветителю,художнику и патриоту,чье имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской,но и российской отечественной культуры. Мы гордимся человеком, память о котором собрала нас сегодня в этом зале.
Актуальность : В нашем современном мире,благодаря средством массовой информации и интернет ресурсам все народы сближаются друг с другом. Все больше и больше людей узнают о культуре,традициях,как своего,так и других народов.
Одним из ярчайших представителей нашего народа является Коста Хетагуров. В этом году мы отмечаем 160-летие со дня рождения великого гения, основоположника осетинского литературного языка. С годами мы все глубже понимаем и осознаем величие личности Коста Хетагурова. Очень важно,чтобы у детей с раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Взрослые должны понимать важность ознакомления детей с осетинской художественной литературой для развития их эмоциональной сферы.
Через его произведения дети изучают традиции осетинского народа, его устои : почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие,честность, смелость, ответственность, прививая интерес к знаниям.
Коста очень любил детей и писал для них стихи. Его произведения способны обогатить дошкольников впечатлениями,воспитать интерес и любовь к литературе,родному слову,развить речь,воспитать доброту,отзывчивость,расширить представление о животном и растительном мире,о жизни нашего народа.
Знакомя детей с творчеством великого Коста, мы обращаем внимание на следующее :
-выбранное произведение должно соответствовать возрасту детей;
-текст должен быть понятным и интересным ;
-сложность содержания должна нарастать постепенно ;
-стихи повторялись не только на занятиях,но и на прогулке ;закреплялись в игре и беседах со взрослыми ;
-помнить,что чтение требует работы над выразительностью речи и со звуковым оформлением ;
-заучивание стихотворений нужно тонко и деликатно.
Критериями отбора для ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста осуществляется с учетом тематики, близкой им по возрасту,с доступным восприятием литературных образов и простое изложение текста.
В раннем возрасте мы знакомим детей с детскими стихотворениями «Гино», «Уас г» и «Фыдуаг». В старшем возрасте закрепляем пройденный материал,а также знакомим дошколят с более сложными произведениями: «Скъоладзау», «Л гау», «Ф зз г», «З рватыкк», «А-лол-лай», «К м н цы»…
Стихи Коста, которые он написал для детей доступны для понимания, так как можно объяснить смысл каждого стихотворения. Процесс ознакомления старших дошкольников с творчеством Коста осуществляется в определенной системе.
Дети с огромным интересом знакомятся с понравившимся автором,проявляют большой интерес,любознательность на стремление воспитателя ближе познакомить их с великим гением Коста.
Существуют разные формы работы с детьми : это занятие по чтению произведений, -заучивание стихотворений ; -беседа о творчестве Коста ; -Слушание фонозаписи,с использованием мобильного приложения «Ирон чиныг», в исполнении народных артистов ; -игры,импровизация детей, -инсценировки…
Для доступного изложения материала нужно использовать заранее подготовленный наглядный материал,фотографии,репродукции, выставки книг, иллюстрации к произведениям,мнемотаблицы (которые очень нравятся детям).
Каждый год в нашем детском саду воспитатели, дети и родители празднуют день рождение любимого поэта. Мы составляем план мероприятий на Неделю Коста и отражаем его во всех образовательных областях.
Давно доказано,что ребенку,знающему большое количество стихов в детстве,в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания,они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития,чем их сверстники,которых по каким –либо причинам не знакомили со стихами. Наши дети с большим удовольствием заучивают стихи, выступают на праздниках,развлечениях. Поэтому мы,как одну из форм организации деятельности дошкольников,предлагаем конкурс чтецов,который дает возможность каждому ребенку для самореализации.
Подготовка к конкурсу на лучшее чтение стихотворений Коста,позволяет воспитателю решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой).
В основу своей работы с детьми я ставлю обогащение активного словаря воспитанников. С малышами я делаю акцент на речевых играх. В старшем дошкольном возрасте я попробовала найти новую форму, в которой ребята смогли бы проявлять свои индивидуальные способности и речевую активность. Важно предложить участникам такую форму работы,в которой все желающие смогли бы проявить потребность выступления перед аудиторией. Предоставить возможность выбора понравившегося стихотворения,согласна детскому интересу,возможностям и способностям ребенка. Ребенок в домашней обстановке может послушать стихотворение Коста Хетагурова в мобильном Приложении «Ирон чиныг» ,в исполнении лучших артистов Осетинского театра и выбирает понравившийся. Эти мероприятия рассчитаны для целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Они способствуют привитию любви к художественной литературе,через различные виды совместной деятельности и заучивания стихотворений. Направлены на повышения речевой активности и речевой культуры детей.
В старших группах вместе с муз. работником проводим вечер прослушивания музыкальных произведений на стихи Коста. Дети с большим интересом слушают,а потом делятся эмоциями друг с другом.
О жизни в старину могут много рассказать колыбельные песни. Основное содержание песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, добрых,приходящих к колыбели и окружающих ребенка.
С ранних лет, с колыбельных напевов наши дети знают стихи Коста. Когда осетинская мама или бабушка баюкает малыша, она напевает ему колыбельную «А-лол-лай». Дети с большим интересом слушают, а потом и сами напевают прекрасные строки,качая осетинскую люльку. (авд н).
Инсценировка произведений развивает творческие способности в театрализованной деятельности. Дети очень любят играть разные роли : «Скъолайы л ппу», «Цъиу м сыв лл тт», «рра фыййау»….
«….Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа», - говорил Александр Фадеев.
Он был великим художником. Коста с детства очень любил рисовать. На своих картинах он изображал жизнь своей родной Осетии, осетинского народа, природу Кавказа… у наших дошколят тоже была возможность представить себя маленьким художником и поучаствовать в конкурсе на лучший рисунок по мотивам произведений поэта. (дети нарисовали любимых персонажей –«Гино», «Уас г», кто-то нарисовал горы, а кто-то и самого гения Коста. Картины были выставлены в родительский уголок.).
Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений получит ребенок в детстве,особенно в старшем дошкольном возрасте, через произведения поэта,тем более яркой и творческой личностью станет он в будущем. Именно произведения Коста дают такой богатый материал для сопереживания его героям, погружения в исторически далекие времена. Дети радуются вместе с героями,начинают эмоционально рассказывать по ролям, показывают персонажей произведений в движении. Описывают, дополняют и цитируют фразы героев с выразительностью и интонацией.
Стихи Коста переложены на музыку,на его произведения написаны сценарии фильмов. Дети с особой гордостью и любовью исполняют песни по произведениям, разучивают слова и стараются правильно произносить все звуки осетинского языка, сопровождая все жестами и мимикой.
Малыши очень полюбили мультфильм, по произведению Коста «К м н цы» и в старшей группе разучили слова стихотворения. Они стали активными участниками образовательного процесса,активисты предложили отключить звук и стали комментировать каждое движение,проявлять творческие способности,а остальные дети с огромным интересом слушали их.
В этом году Акция «Читаем Коста» открыла неделю,посвященную основоположнику осетинской литературы. Главная задача мероприятия – приобщение подрастающего поколения к нашей культуре и творчеству великого Коста. В мероприятии участвовали учащиеся школ и наши воспитанники, старшего дошкольного возраста. Дети прочитали стихи, спели песни и украсили праздник осетинскими танцами.
«В личности, в характере Коста Хетагурова гениально выражен национальный характер осетинского народа,выработанный,выкристаллизированный на протяжении многовековой трудной истории»,- говорил Нафи Джусойти.
Коста создатель осетинской национальной художественной литературы. Он стал одним из главных героев. Образ нашего, всеми любимого поэта и поныне привлекает внимание всех последующих писателей,художников и поэтов! Коста вечно будет жить в памяти осетинского народа. О нем будут слагать легенды, сочинять стихи и петь песни.
Пройдут еще года, века, но можно быть уверенным,что имя славного осетина будет по-прежнему сиять и оставаться в памяти благодарных потомков.
Список используемой литературы:
1. Абаев В. Д. Коста Хетагуров и его время. -Тбилиси,-1961-199с.
2. Журнал Ногдзау. -2019 -5.
3. Фотоальбом. Коста. - Владикавказ : Ир,2000-128с.
4. Джимиева К. Т. Программа по осетинскому языку как второму для ДОУ- Владикавказ: 2011.-49с.
5. Хетагуров К. Л. Полное собрание сочинений. В 5 томах. –Владикавказ,2005.- 318с.
6. Халикова Р. Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. Дошк. Воспитание. - 2008. №5 .-с. 13-21.
7. Салагаева З. М. Коста Хетагуров и осетинское творчество. – 1959 -196с.
8. Гагкаев К. Е. О языке и стиле Коста Хетагурова. – Ордж., 1956.
9. Малкин А. Коста Хетагуров (Жизнь и творчество)- Ордж. ,1939.-29с.
10. Джатиев Т. И. Горная звезда. –М., 1973-386с.
11. Газета «Ираф» - 2019