Людмила Князева
«Применение методики «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже в течении 4х лет использую в коррекционно - развивающей работе методику «Нумикон» (программа и набор наглядного материала для детей, которым сложно изучать математику, созданная в Англии в 1996-1998 гг.).
Она отвечает современным требованиям ФГОС ДО и является специальным методическим пособием и дидактическим материалом в педагогической работе с детьми с ОВЗ.
Совместно с родителями создали пособие Нумикон, состоящее из бесцветных и цветных чисел разного размера от 1 до 10, представленных деревянными формами-шаблонами и разноцветными кругами.
Публикация «„Применение методики „Нумикон“ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога“» размещена в разделах
Разработали систему коррекционно-педагогической работы по данному направлению и отразили ее в документах:
1. Проект «Применение элементов методики «Нумикон» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога».
2. «Диагностический инструментарий по оценке количественных представлений с использованием методики «Нумикон»».
3. Картотека игр и заданий по использованию пособия «Нумикон» .
4. «Рабочая программа учителя-дефектолога».
5. «Перспективное планирование по использованию пособия «Нумикон».
Работа с пособием «Нумикон» проходит несколько этапов:
1 этап:
-Сенсорные игры с формами «Нумикон» - «Покатай формы на пальчиках»,«Покрути в руках», «Достань из воды»,«Найди формы в песке, крупе»,«Магнитная рыбалка». Дети крутили детали, доставали из песка, воды, крупы. Они через манипулятивные, предметно-игровые действия знакомились с формами. Игры в «Волшебный мешочек» формировали у детей тактильные представления о формах.
Через игры «Сравни по размеру», «Найди одинаковые формы», «Закрой окошки по цвету», «Назови цвет» дети знакомились с особенностями деталей Нумикона (цвет, форма, величина).
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин» помогали использовать формы Нумикона в качестве предметов- заместителей, выполнять с ними разнообразные игровые действия.
2 этап:
Изобразительная, конструктивная деятельность: «Делаем дорожки на пластилине, кинетическом песке, тесте», «Рисуем круги», «Закрашиваем круги», «Конструируем по подражанию, образцу, схеме (домики, дорожка, машина, животные)» решала задачи запомнить, как выглядят формы, какие они на ощупь; развивали умение конструировать по подражанию, образцу, схеме; находить одинаковые формы. Т. о, дети в разных видах деятельности играли с деталями, запоминали их зрительно, осязательно.
3 этап:
Математические игры и задания: «Узнай форму Нумикона», «Найди одинаковые формы», «Назови формы по цвету», «Сравни по размеру». Задания математической направленности встраивала в непрерывно образовательную деятельность по формированию элементарных количественных представлений. Дети учились находить формы по словесному обозначению, сравнивать их, используя приемы наложения и приложения.
Игры «Выложи формы от меньшей к большей», «Выложи формы по образцу от 1 до 5», «Выстраивание числового ряда из форм от 1 до5», «Дай форме числовое имя», «Посчитай» учили детей выстраивать ряд из форм Нумикона от самой маленькой до самой большой, как матрешки выстраиваются в ряд сначала по образцу педагога, потом самостоятельно; учили произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, соотносить форму и число (от1до5); формировали навыки счета и называния итогового числа.
4 этап:
Задачи 4 этапа сложны, поэтому при организации деятельности мы учитывали индивидуальные возможности детей. Работая с числовым рядом, состоящим из форм Нумикона от 1 до 10, знакомили детей с количественным, порядковым, обратным счетом; выполняли задания на сравнения чисел, нахождения чисел больше, меньше названного. Знакомились с цифрами, учились подбирать нужную цифру к форме, восстанавливали измененный числовой ряд.
Особое место в работе с пособием Нумикон занимали графические задания, которые закрепляли математические знания детей через практическую деятельность и развивали графические навыки.
5 этап:
Для дошкольников, которые успешно справлялись с заданиями 4 этапа ввели 5 этап. Использовали Нумикон, как дополнительный наглядный материал при знакомстве со сложением, составлением и решением задач.
Используя методику Нумикон в коррекционно-развивающей деятельности, мы пришли к выводу, что она - специальное методическое пособие для работы с детьми с ОВЗ ; помогает сформировать у воспитанников элементарные количественные представления и эффективно дополняет известные и традиционно существующие методы и материалы.