Ольга Винникова
Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей
Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей.
Цель занятий по физическому воспитанию является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трёх составляющих её содержание компонентов – телесного, интеллектуального и духовно- мировоззренческого.
Публикация «Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Телесный компонент предполагает развитие и коррекцию физических возможностей ребёнка.
Интеллектуальный –направлен на развитие познавательных процессов средствами специально организованных физкультурных занятий.
Духовно- мировоззренческий компонент предполагает целенаправленное формирование у детей навыков здорового образа жизни, желание и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
В настоящие время, ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является гимнастика. Её средства и методы находят своё применение во всех звеньях физкультурного образования, в том числе и в дошкольном. Одно из направлений гимнастики является ритмическая гимнастика. В основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передовая её ритм, темп, характер с помощью движений.
В своей работе я широко использую ритмическую гимнастику : это и музыкальное сопровождения на физкультурных занятиях и при проведении утренней гимнастики. Сама разработала программу для утренней гимнастики с использованием музыкально – ритмических композиций, для каждого возраста с учётом возрастных особенностей.
Применение музыки в утреннюю гимнастику помогает бороться с монотонией, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжения мышц) и ускоряет овладение техникой движений.
Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы.
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект.
Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Ритмические упражнения (упражнения под музыку) не требуют специальных снарядов, длительной подготовки, определенной площадки, они прививают занимающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений.
Ребенок, выполняющий ритмические упражнения под музыку испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет упражнения под музыку.
Сами упражнения совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств и особенно – через нервную систему. Упражнения под музыку могут служить не только как средство психофизиологической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения.
Задачи и средства
упражнений под музыку (Ритмика)
Основная задача при занятиях ритмики — это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
К частным задачам относятся:
• оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
• развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма, а также коррекция зрения;
• совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости, выносливости, скоростно - силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики и проприоцептивной чувствительности;
• содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха;
• памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;
• оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу
ребенка;
• формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и
изящества танцевальных движений;
• содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
Основными средствами ритмики являются физические упражнения общеразвивающей направленности, выполняемые без предметов, с предметами (мяч, гимнастическая палка, гантели и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке, футболах и др.). Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на боку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упорах присев, упорах стоя на коленях; стоя, в висах.
Упражнения общей направленности включают строевые упражнения, Общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц и танцевальные упражнения.
Комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет», выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития.
Таким образом, ритмические упражнения имеют большое оздоровительное значение.