Елена Халина
Применение литературных игр как эффективное развитие творческих способностей детей старшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Применение литературных игр как эффективное развитие творческих способностей детей старшего школьного возраста
«Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная» – слова великого А. С. Пушкина.
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть». Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.
Публикация «Применение литературных игр как эффективное развитие творческих способностей детей старшего школьного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
После рассказывания сказок, необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения.
Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.
С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка.
Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности.
Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и помогает в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности).
Образовательная деятельность по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В дошкольном возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
Литературные игры – одно из средств развития творческих способностей детей : речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на мыслительных операциях.
Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших материальных и временных затрат.
В каждой группе наверняка найдётся стопка старых детских книг, неоднократно прочитанных, потерявшие обложки, изрядно потрёпанные, они и составят материальную основу вашей коллекции литературных игр. К примеру, сказка «Колобок». Дети знают сказку почти наизусть и изрядно «помучили» книгу в руках. То, что от неё осталось можно превратить в игры.
Наклеив цветные иллюстрации на картон, и разрезав на несколько частей, можно сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображённый на картинке, развивает связную речь.
Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребёнку восстановить последовательность сюжета. Играем так: перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
Вырезав по контуру изображения героев сказок и наклеив их на ткань, можно устроить театр.
Также одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста. Для проведения такой игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько, сколько картинок к сказке). Все играющие получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжета) сказки. Выигрывает та команда, которая сделала это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок одной сказки некоторые лишние эпизоды из других произведений, перемешав их. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки, положив его на картонную полоску под номером 1, встать последним в строй своей команды; второй участник отыскивает второй эпизод, и так далее до конца сказки. Выигрывает команда, которая справится с заданием первая.
Старшим дошкольникам нужно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.
В играх также можно использовать отрывки текста.
Например : Взрослый читает: «Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение жить на свете!»
Как называется произведение?
Кто его автор?
Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка
Отрывки текста можно использовать для творческой игры «Продолжи строчку». Взрослый читает отрывок текста из произведения, а дети продолжают.
Да здравствует мыло душистое
И полотенце. (пушистое).
Головой качает слон
Он слонихе шлёт…. (поклон).
Вариантом игры может быть игра «Придумай за автора», которая будет развивать воображение. Например :
Да здравствует мыло душистое
И полотенце лучистое,
шерстистое,
искристое и т. п.
Головой качает слон
Он слонихе шлёт…. талон,
батон,
вагон и т. д.
Это очень полезная игра для развития чувства ритма, пополнения словарного запаса. Интересна также игра, когда необходимо определить героя, персонажа произведения по предложенным вопросам, на которые можно отвечать только «да» или «нет», отгадать, кто задуман. Например : определить персонажа из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» :
Это человек? –Да
Это ребёнок? – Нет.
Это женщина? – Да.
Молодая? – Нет.
Бабушка? – Да.
Живет в лесу? – Да.
Игры- соревнования «Кто больше назовёт?»
- В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
- В каких сказках действие происходит в лесу?
- В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки?
- Какие сказки начинаются со слов: «Жили – были дед и баба?
- Кто больше знает пословиц?
Литературные игровые вопросы также можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
Развивающие игры для детей приносят большой вклад в развитие ребенка.
Творческая игра – это игра, которая создается самими детьми. В них игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план.
Творческие игры классифицируются на: режиссёрские игры; сюжетно-ролевые; театрализованные; игры со строительным материалом; с природным материалом; с подсобным материалом. Творческие игры разнообразны, но в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, определяют правила, распределяют между собой роли, подбирают необходимые игрушки и маркеры игрового пространства. В творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.
Игра-драматизация – это особая игра, в которой дети сами изображают героев литературных произведений. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом. Такие игры позволяют ребенку развивать речь, обогащать словарный запас, развивать творческие способности, воображение, способность управлять собой, учиться мыслить самостоятельно и логично. Все это отражается на дальнейшем его развитии.
Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны старшим дошкольникам и украсят детский праздник или вечер развлечений. Для проведения такой игры дети делятся на две команды (участников команды должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все играющие получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего набора. По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под номером «1», встать последним в строй своей команды. Второй участник отыскивает второй эпизод и так далее – до конца сказки. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой и без ошибок.
Если детям есть где развернуться – подвигаться, побегать, эту же игру можно провести, удлинив расстояние от команд до набора картинок и передвинув места расположения полного сюжета. В одном конце комнаты (или большого коридора, или участка для прогулки) – команды, на расстоянии нескольких метров – на табурете, подносе, листе картона – наборы картинок из двух-трех произведений, еще через несколько метров – полоса картона или ватмана, на которой дети будут выстраивать сюжет по порядку. Для этих игр подойдут как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми.
Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона. Например, для команд из пяти человек смешиваем картинки двух сказок из пяти эпизодов: словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» - это будут слова «цыплята», «сорока», «заяц», «утка», «ежик»; для русской народной сказки «Зимовье зверей» - «петух», «свинья», «баран», «гусь», «бык».
Вопросы к игре «Любимые герои» могут быть следующими:
- Назовите друзей (недругов, родителей, современников, соотечественников). (Например : герой – Буратино. Его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, другие куклы; враги – Карабас-Барабас, Дуремар, лиса Алиса и кот Базилио; родители – папа Карло, а может быть, Алексей Толстой, придумавший сказку и т. д.) Чем больше будет вариантов, уточнений, конкретизации, тем лучше: разговоры о литературе, книге, писателе расширят кругозор, обогатят представления, вызовут желания покопаться в книгах, что-то прочесть.
- На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? (Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, старик Хоттабыч – на русском, три поросенка – на английском.)
В игре «Волшебная фраза» используются фрагменты текста. Вопросы можно варьировать.
Например, карточка с текстом «Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком. «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!»».
Вопросы:
- Как называется произведение? Кто его автор?
- Какие произведения писателя вы знаете?
- Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка.
- Кто из литературных героев путешествовал по воздуху?
- В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы?
- Назовите произведения русской литературы, а затем – зарубежной (можно немецкой, американской и пр., где разговаривают животные.
Фрагменты текста можно использовать и для творческой игры «Закончи фразу». Эту игру предлагают как читающим, так и детям, еще не умеющим читать. Организуется игра так. Взрослый-ведущий достает из конверта или коробочки открытку с наклеенным на нее отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают. Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою половинку среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос. Выигрывает тот, кто первый отыщет свою половинку.
Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» или «Блеф-клуб»
В игры, построенные по принципу игры в «города» (АстрахаНь – НовороссийсК – Киев и т. п., можно играть и на литературном содержании. Например, в игре «Я знаю книги» называем литературных героев : АлисА – АйболиТ – Три Толстяка и т. п. ; героев сказок Г. -Х. Андерсена: СвинопаС – Сундук-самолеТ – ТролЛь – Ледяная дева и т. п. ; стихотворные строки : «Наша Таня громко плачеТ – Тили-тили-тили-бом, загорелся Кошкин доМ – Мой веселый звонкий мяч» и т. п. Усложненный вариант: начинать не с последней буквы, а с последнего слова, которое можно изменить в роде, числе, падеже, и строчку начать не сначала: «Высоко сижу, далеко ГЛЯЖУ – Гляжу, поднимается медленно в ГОРУ – По горам, по долам ходят шуба да кафтан» и т. д.
Словесные литературные игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы, всегда радуют детей, например : «Продолжи строчку», «Угадай рифму» или игры на вспоминание стихов на определенную тему «Кто больше?», «Не оборви цепочку». Например, игру «Не оборви цепочку» можно провести на тему «Стихи о деревьях» : «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» - «Черемуха душистая с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри завила» - «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том» - «в лесу родилась елочка, в лесу она росла». Также можно вспомнить стихи об игрушках, буквах, цветах, животных, еде и т. п.
В таких играх развиваются интеллектуальные способности ребенка, основанные на памяти, мыслительных операциях. Вариантами могут стать предложения: «Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?» (например, «У лукоморья дуб зеленый») или «вспомни как можно больше строк из этого стихотворения».
Интересна игра, когда загадывается какой-то человек (герой, персонаж) и требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» или «нет», отгадать, кто задуман.
Руководствуясь задачами литературного образования, ограничим круг загадываемого тематическими рамками и получим игры, прекрасно закрепляющие знания русских народных сказок, сказок Ш. Перро или Г. -Х. Андерсена. Например, в игре по сказкам Ш. Перро загадывается бабушка Красной Шапочки: «Это человек? – Да. – Ребенок? – Нет. – Женщина? – Да. – Из сказки «Золушка»? – Нет. – Из сказки «Красная Шапочка»? – Да. – Бабушка. – Правильно».
Развивать фантазию и воображение, творчество у дошкольников помогают и такие игры, как «Ищем героя», «Поменяй местами», «Путаница», «Волшебные предметы и их хозяева», «Сказочные слова», «Салат из сказок», «Загадочные карточки» и др.
Все перечисленные игры тем хороши, что в них можно играть не только в детском саду, но и дома. В них может включиться вся семья и играть в них можно где угодно (в транспорте, на пляже, ожидая очередь к врачу). Литературные игры не требуют специальной долгой подготовки, вариативны и самое главное: обладают несомненным развивающим эффектом.
Таким образом, с помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.