Салахова Гузель
Применение кейс — технологий в коммуникации с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.
Упражнение «Цветок»
У каждого педагога лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается вырезать цветок и постараться найти среди остальных цветов точно такую же. Но цветы все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.
Публикация «Применение кейс — технологий в коммуникации с родителями» размещена в разделах
Вывод: все мы разные, с различными способностями, возможностями и личностными качествами, но все мы должны быть активными участниками образовательного процесса и уметь договариваться в процессе решения проблемных, значимых вопросах. Это основное, о чем необходимо помнить педагогу в коммуникациях с детьми, родителями, коллегами, в семье, в социальных сетях и в мире в целом.
2. Актуальность выбранной темы.
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Таким образом, мною в период с 2017 по 2022 учебный год была выбрана тема самообразования «Развитие речи методом кейс – технологий».
Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность–основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; творческое воображение как направление интеллектуального развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии -как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).
3. Знакомство с понятием кейс-технология, коммуникация.
Что же такое кейс-технология?
casus (лат.) – запутанный необычный случай;
case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора.
Кейс – это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.
Цель применения этого метода :
- научить родителей анализировать информацию,
- выявлять ключевые проблемы,
-выбирать альтернативные пути решения, оценивать их,
- находить оптимальный вариант и формулировать программы.
Виды кейсов :
-Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
-Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
-Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Источники кейсов :
-Жизненные ситуации
-Типовые ситуации
-Художественная и публицистическая литература
-Статистические материалы
-Интернет-ресурсы
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться в последние года. Особенную ее активность и применение в образование пришлось на период локдауна и карантина в 2020 году.
Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать, т. е. коммуницировать.
Коммуникация – это процесс передачи информации от одного человека к другому по разным каналам связи посредством общей системы знаков.
4. Особенности работы с кейсом. Структура кейса.
Вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. А также:
- наглядная пропаганда;
- беседы и консультации;
- конференции родителей;
- устные журналы;
- анкетирование;
- дни открытых дверей;
- круглые столы;
- организация клубов;
- организация деловых игр.
Но современные реали диктуют свои правила.
Какое взаимодействие с родителями должно быть сегодня?
На мой взгляд, не просто нетрадиционным, а мобильным и подстраивающимся под ритм жизни.
Где сегодня родители получают информацию? Да, это СМИ и соц. сети!
И сегодня современный педагог, педагог – наставник должен успевать под этот ритм.
Это значит, что педагогу, кроме традиционных и нетрадиционных форм передачи информации необходимо внедрять мобильное взаимодействие. Которые экономят время, активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор, позитивное отношение к детскому саду.
То есть, использование кейс-технологии призвано облегчить педагогам общение с родителями в конкретных ситуациях реальной жизни.
Структура кейса
Рассмотрим структуру кейса. Она включает:
• Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни.
• Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
• Комментарий ситуации, представленный автором
Решение кейсов
• Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
• Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем, выделение факторов и персонажий, которые могут реально воздействовать.
• Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
• Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий, указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Главное! Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.
Рассмотрим на примере интерактивный видео - кейс «Язычок говорунок», представленный на личном сайте в социальных сетях в ВК.
Цель данного кейса : обратить внимание родителей на артикуляцию детей и звуковую культуру речи.
Задачи:
Оптимизация и улучшение работы артикуляционного аппарата детей.
Способствовать развитию речи дошкольников.
Знакомить детей с буквами алфавита.
Мотивация. Конкурс «Лучший скороговорун группы».
Ход.
Родителям предложен кейс на выполнение в домашних условиях, с предоставлением отчета. А также обращение внимания на звуковую культуру речи ребенка и ее коррекцию.
Завершение. Награждение победителя.
Итоги. Родители на собственном примере убедились в необходимости коррекции звуков у нуждающихся в этом дошкольниках и применили соответствующие меры.
5. Педагогической опыт реализации кейс – технологий. Апробация.
В рамках темы самообразования «Развитие речи методом кейс - технологий» мною созданы и реализованы следующие практические кейсы, способствующие развитию речи детей и успешной коммуникации с родителями.
1. Кейс «Безопасность на воде», 2018г
2. «Транспорт». 2018г
3. «Медведь лесной житель» интерактивный материал. 2019г
4. «Рода войск» - интерактивный материал 2019г.
5. «Военные профессии» интерактивный материал 2019г.
6. Фото – кейс «Этикет» январь 2020г
7. Видео - кейс «Язычок говорунок» октябрь 2020
8. Видео- кейс «Веселые пальчики» 22.02.2021
9. Кейс «Финансовая грамотность» пакеты: лэп бук «Юные экономисты», «Путешествие в мир финансов», «Шаги к успеху», март 2021
10. Кейс «Маленькие советы» педагогам и родителям 4 видео,ноябрь 2021
11. Кейс –альбом «Смотри – пиши – стирай!», декабрь 2021
12. Кейс «Игротека профессий», март 2022
13. Кейс для работы с родителями и воспитателями «Я и ребенок», июнь 2022
14. Кейс «Поймай ритм в любое время», октябрь 2022
15. Кейс «Занимание», октябрь 2022
Апробация педагогических кейсов
1. Открытый показ сюжетно – ролевой игры «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», в рамках подготовке к пед. Совету №2.07.11.2018г.
2. Разработка методических рекомендаций по составлению тематического плана сюжетно – ролевой игры, в рамках пед. Совета №2. 26.12.2018г
3. Консультация для педагогов «Характер ребенка и его особенности», методом кейс технологии. 12.02.2019 г
4. Познавательное ООД посвященное 23 февраля. 21.02.2019 г.
5. В режимные моменты фото – кейс «Этикет» - февраль 2020 г.
6. Демонстрация продукта Фото - кейс «Этикет», в рамках конкурса Ярмарка дидактических игр по речевому развитию 11.02.2020 г
7. Открытое ООД на тему «Звук [Ф’] и буква Ф» в рамках реализации
парциальной программы «По дороге к азбуке» Р. Н. Бунеев, Г. Р. Кислова, с элементами использования кейс – технологии. Март2020
8. Выпуск и транслирование рубрики «Язычок говорунок» онлайн на личном сайте Ивановой О. П. в вк и инстаграм кейс из 31 урока со скороговорками на каждую букву алфавита - с октября 2020 по 3 февраля 2021г.
9. Проведение онлайн - конкурса «Лучший скороговорун» между участниками рубрики «Язычок говорунок». Результаты оглашены онлайн на личом сайте в вкolesya_ivanowa 09.02.2021 г
10. Выпуск и транслирование рубрики «Веселые пальчики» 1 урок 22.02.2021 г
11. Открытое ООД на тему «Звук [З]» в рамках реализации парциальной программы «По дороге к азбуке» Р. Н. Бунеев, Г. Р. Кислова, с элементами использования кейс – технологии. 19 февраля 2021
12. Создание и внедрение в образовательном процесс кейс технологии на тему «Финансовая грамотность» пакеты: лэп бук «Юные экономисты», «Путешествие в мир финансов», «Шаги к успеху». Публикация онлайн на личном сайте в вкolesya_ivanowa 26 марта 2021г.
13. Проведение открытой викторины в ДОУ «Юные финансисты» 22.04.2021г с демонстрацией и использованием на практике кейс пакетов на тему «Финансовая грамотность».
14. Выпуск и транслирование рубрики «Маленькие советы» онлайн на личном сайте Ивановой О. П. в вк кейс из 4 уроков.
15. Участие в городском конкурсе педагогического мастерства «Лучшая дидактическая игра по познавательному развитию» раздел ФЭМП (декабрь 2021)
16. Участие в смотре -конкурсе ДОУ «Игротека профессий» март 2022.
17. Применение кейс –ситуаций на родительской онлайн встречи «Я и мой ребенок», июнь 2022.
18. Транслирование опыта работы на ГМО №2 «Совершенствование моделей взаимодействия с семьям воспитанников обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», ноябрь 2022.
Коллеги, рассмотрим еще один пример кейс- ситуации, которые можно применять на родительских собраниях.
Ситуация.
Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Вариант 1.
Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.
Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.
Вариант 2.
Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.
Вариант 3.
Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.
Вывод. Безвыходных ситуаций не бывает. Всегда можно найти вариант решения ситуации.
6. Подведение итогов.
Применение кейс - технологий является современным, мобильным методом в коммуникации как с детьми, так и с родителями.
Применяя педагогом кейс – технологии в коммуникациях с родителями решаются следующие задачи:
• умение взаимодействовать в команде (педагог – ребенок - родитель);
• умение вести конструктивный диалог;
• умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• умение применять самостоятельно, без помощи педагога полученные знания в реальной жизни без затруднений.
«Кейс-технология» помогает повысить интерес родителей к изучаемому материалу, к любому виду игр, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
7. Рефлексия.
Уважаемые коллеги прошу оставить вашу обратную связь о применении метода «кейс - технологий». На сколько применяема, по вашему, данная технология?