Римма Кондратенко
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 4–5 лет «Приходи, Весна красная!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»
«ПРИХОДИ, ВЕСНА КРАСНАЯ!»
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 4–5 лет „Приходи, Весна красная!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
с детьми 4-5 лет по речевому развитию.
Разработала и провела
воспитатель Кондратенко
Римма Олеговна
г. Зеленогорск, 2013г.
Цель: развитие связной речи детей на основе русского народного творчества.
Задачи:
Область «Коммуникация»
- Учить детей правильно строить предложение, согласовывать прилагательные
с существительными мужского и среднего рода.
- Добиваться понимания и четкого произношения закличек.
- Обогащать словарный запас детей.
Область «Познание»
- Закреплять приметы весны.
- Упражнять в сравнении предметов по основным признакам (форма, цвет).
Область «Социализация»
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
- Формировать умение играть в русские народные игры.
- Широко использовать народные игры в повседневной жизни детей.
Область «Чтение художественной литературы»
- Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.
Материалы и оборудование:
наглядное пособие «Весна», иллюстрации к празднику «Масленица», корзинка, платочек, 3 сундучка, деревянные палочки для русской народной игры «Бирюльки», демонстрационное изображение солнца и блина, маленькое соломенное чучело, блины.
Предварительная работа:
- Знакомство с русским народным фольклором: чтение, заучивание закличек.
- Знакомство с русскими народными играми: разучивание текста и правил игры
«Заря – зареница»
- Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний.
Работа с родителями:
- Домашнее задание: изготовление и декорирование птиц из соленого теста.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Звучит русская народная музыка. Хозяйка хлопочет у стола.
Дети входят в группу.
Хоз. : - Здравствуйте, гости дорогие, милости просим в избу. Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит, присаживайтесь, пожалуйста.
Дети проходят и рассаживаются на стульчики.
Хоз. : - Подарили мне сундучок, хотела я его открыть да посмотреть, что в нем спрятано, а он волшебным оказался.
(загадка из сундучка под фонограмму)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной)
(Звучит весенняя музыка, журчание ручейка, пение птиц)
Хоз. : - Идет весна по свету, и вот уж нет зимы,
По радостным приметам весну узнали мы!
- Весенних примет у меня, полная корзинка.
(Хозяйка показывает корзинку)
- Ой, да она пустая. Предлагаю наполнить корзинку приметами весны. Поможет нам в этом русская народная игра «Бирюльки». В сундучке я нашла маленькие палочки – бирюльки. Сейчас они все в пучке, когда я рассыплю палочки, каждый из вас возьмет одну, назовет примету весны и положит палочку в корзинку. Вот корзинка и наполниться.
Дети по очереди называют приметы весны с опорой на наглядное пособие «Весна», наполняют корзинку палочками.
- Спасибо, ребятушки, без вас бы мне не справиться.
- Много старинных обычаев было на Руси весной. Один из них – проводы зимы.
Чтобы зима ушла, нужно закликать весну. Помогайте мне.
Дети подходят к окну, тянут руки к солнышку, произносят слова.
Закличка: Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С великой милостью,
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождем сильным,
С хлебом обильным.
Хоз. : - Посмотрите, еще один сундучок, что же в нем?
(загадка из сундучка под фонограмму)
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселиться весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот.
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают.
Хоз. : - Как называют праздник проводов зимы на Руси? (Масленица)
- Посмотрим, как веселился народ на празднике.
Рассматривание картин по теме «Масленица».
Составление простых предложений с опорой на наглядность. Работа над словарем: введение старинных слов (лапти, салазки, изба, катанки, масленица, кокошник).
Дети составляют предложение по картине, например:
Ребенок: - Дети катаются на санках.
Хоз. : - Санки в старину называли салазками.
Ребенок: - Ребята строят крепость и играют в снежки.
Ребенок: - Взрослые разводят костер и сжигают чучело.
Ребенок: - Девушки катаются на карусели.
Хоз. : - Обратите внимание на деревянные дома, в которых жили люди.
Такое жилище называется «изба».
- Как раньше называли валенки? Катанки.
- Какую обувь носили бедные люди? Лапти.
- Как называется головной убор у девушек? Кокошник.
Хоз. : - Масленица – веселый праздник, русские люди очень любили веселиться и играть. Поиграем?
Русская народная игра: «Заря – заряница»
(Дети стоят по кругу, затем идут хороводом с песней).
Заря – зареница,
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные,
Раз, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону.
Выигрывает тот, кто первый добежит до ленты).
Хоз. : - Весну – то позвали, а солнышко плохо светит, наверно не проснулось. Разбудим солнышко?
Закличка: Солнышко, колоколышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди,
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать!
(На мольберте появляется картинка с изображением солнца)
Хоз. : - Ребята, опишите солнышко. Какое оно? ( подбор прилагательных: круглое, желтое, теплое, ласковое, яркое, весеннее)
- Солнышко дарит вам еще один сундучок.
(загадка из сундучка под фонограмму)
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Словно солнышко горит,
Скушать быстренько манит
Только мама испечет, а он прыг
И прямо в рот! (блин)
(На мольберте появляется картинка с изображением блина)
Хоз. : - Ребята опишите блин. Он какой? ( подбор прилагательных: круглый, румяный, желтый, горячий, вкусный, масляный)
- Блин похож на солнце? (Дети сравнивают блин с солнцем, выделяя общие признаки: они круглые, желтые, румяные, горячие, теплые)
- Блин очень похож на солнце. Поэтому издавна блин считался символ солнца на Руси. Я напекла вам блинов, хочу угостить, подходите.
(Угощение детей блинами)
Хоз. : - Вкусные блины? А что у вас на пальцах? (Масло). Действительно, мои руки стали масленые. А твои?
(Воспитатель закрепляет произношение словосочетания «масленые руки»)
- Ребята, почему ваши руки стали маслеными? (Блины стряпают на масле).
- Так вот почему праздник называется – Масленицей! В старину руки смазывали маслом, чтобы они были мягкими. Растирайте масло на руках.
Но стряпали не только блины, но и пироги, калачи, оладьи и булочки в форме птичек. Вы с родителями постарались и настряпали птичек.
- Как они называются? (Жаворонки)
(Хозяйка раздает птичек)
Хоз. : - Жаворонки – прилетали первыми и приносили с собой весну.
Вспомним закличку про жаворонков.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам,
Весну теплую!
Унесите от нас, зиму холодную!
Хоз. : - У нас в детском саду сегодня проводится ярмарка, где каждый продавец хвалит и продает свой товар, уговаривает купить. Попробуйте и вы продать свои изделия.
Дети уходят в музыкальный зал на ярмарку.
Список литературы:
1. Рожнова П. К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Обережные слова; Древо жизни. – М. : Дружба народов, 1997. – 224 с.
2. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников. Под редакцией А. В. Орловой. – Владимир, 1995. – 184 с.
3. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет. сада. - Сост. Л. Н. Елисеева. – 5-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1987. – 448 с. : ил.
Авторская разработка. Фотоматериалы предоставлены из личного архива автора.