Анастасия Чупахина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Автомобилист» (филиал в с. Алгаза)
Астраханская область
Икрянинский район
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе.
Воспитатель:
Чупахина
Анастасия Ильинична
Цели:
Образовательные: закреплять умение подбирать слова-антонимы и добавлять рифмы в чистоговорки; закреплять умение вести диалог с помощью карточек-моделей;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе „Антонимы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Противоположности, антонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развивать подвижность артикуляционного аппарата; активизировать речевое дыхание и совершенствовать фонематический слух; развивать умение отгадывать загадки с помощью мнемотехники;
Воспитательные: воспитывать нравственные качества; бережное отношение к растениям.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: магнитофон; ёлка; конверт с письмом; весёлый мячик-массажёр; кочки -рифмовки; Два шнура (для оврага); Картинки-камешки с заданиями «Слова наоборот»; Картинки с овощами, фруктами; Дидактическое пособие «Весёлый язычок»; Дидактическое пособие «Гриб-звуковичок»; пенёк для «гриба-звуковичка»; Мнемосхемы сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Малыш и Карлсон» для отгадывания загадок; большие цветы для оформления зала; 6 больших лепестков жёлтого цвета; Готовая форма из зелёных листьев для аппликации; Клей; Кисти клеевые; Салфетки для вытирания рук; Клеёнки; Маленькие цветы в подарок детям
Ход образовательной деятельности
Восп-ль: - Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- Меня зовут Анастасия Ильинична. А вас?
Дети по очереди представляются.
- Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям доброго утра. Скажем вместе «Доброе утро»!
-Ребята, я пришла к вам в детский сад по очень важному делу?
У меня для вас письмо. Давайте откроем его и прочитаем.
Дети вместе с воспитателем читают письмо.
«Ребята, пишет вам королева страны цветов - Флора. У нас случилась беда. Злая колдунья напустила на нашу страну сильный ветер, и он сорвал лепестки с волшебного цветка, который освещал нашу страну своим чудесным светом. Теперь в нашей стране очень темно. Помогите нам собрать все лепестки. Без вашей помощи мы не справимся».
Восп-ль: Ребята, поможем королеве Флоре и жителям страны цветов?
Дети: Да
Восп-ль: Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога поведёт нас через заколдованный лес. Но я думаю, что мы справимся со всеми трудностями.
- На чём же нам с вами отправиться в путешествие?
Ответы детей.
Восп-ль: Ребята, нам нельзя медлить, поэтому предлагаю попасть в страну цветов с помощью магических слов. Становитесь в круг, возьмитесь за руки.
«Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем».
Дети и восп-ль оказываются в стране цветов.
-Ребята, мы с вами попали в волшебную страну цветов. Давайте вежливо поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое! (пальцы в стороны кисти скрещены)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверху в стороны)
Здравствуй, маленький дубок! (соединить запястья кисти в стороны)
Здравствуй, утро! (жест вправо)
Здравствуй, день! (жест влево)
Нам здороваться не лень! (руки на себя, в стороны).
- Ребята, а теперь в путь - дорогу!
Дети под музыку идут по воображаемой дороге.
Восп-ль: Перед нами опушка леса. Здесь живёт ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК. Он скажет волшебные слова «крекс-фекс-пекс»- и наши язычки превратятся в «ЧАСИКИ». Улыбнитесь и приоткройте рот. Наш язычок стал «МАЯТНИКОМ».
- Вы играть в часы готовы?
Словно маятник часов
Язычок качает так:
Тик-так, тик-так.
А теперь наш язычок покачается на «КАЧЕЛЯХ» (показ ладонью)
- На качелях я качаюсь
И всё выше поднимаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
- А теперь мы «МАЛЯРЫ»
Потолок покрасим мы (показ рукой)
Плавно двигается язычок, как кисточка маляра.
- А теперь Весёлый язычок предлагает нам спеть «песенки гласных звуков»
Открываем мы глаза,
Вдох – и тянем долга А-А-А.
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем О-О-О
Днём по горкам едем мы Ы-Ы-Ы
Ночью смотрим на луну,
Сверху вниз слетает У-У-У.
Закрываем мы глаза
Снова тянем долго А-А-А
Восп-ль: - Ну что ж, мы неплохо справились с заданием. Ребята, а вот и первый лепесток.
-Идём дальше.
Дети под музыку идут по воображаемой дороге. На пути встречают гриб-звуковик
- ВОТ ГРИБОК НА ПУТИ
НАМ ЕГО НЕ ОБОЙТИ
НЕ ПРОСТОЙ ЭТО ГРИБ
ЭТО ГРИБ-ЗВУКОВИК
Он нам что-то говорит….
ГРИБ-ЗВУКОВИК : Поиграйте с моим говорящим мячиком, тогда пропущу вас дальше.
Встанем в круг
- Ты катись, весёлый мяч
Быстро, быстро по рукам
У кого весёлый мячик – прошипи-ка нам Ш-Ш-Ш
…просвисти-ка нам С-С-С
….прожужи-ка Ж-Ж-Ж
…прорычи-ка нам Р-Р-Р!
ГРИБ-ЗВУКОВИК: Спасибо вам! Повеселили меня!
Восп-ль: Ребята, а вот и второй лепесток.
-Нам пора идти дальше.
Дети под музыку продолжают путешествие.
Восп-ль:
-Ой, БОЛОТО на пути
Нам его не обойти
Но можно перебраться по кочкам. А кочки не простые. Это «кочки-рифмовочки».
Я начну, а вы мне подсказывайте, заканчивайте фразу:
РА-РА-РА начинаетя…. игра
РЕ-РЕ-РЕ стоит домик …на горе
РЫ-РЫ-РЫ у мальчиков…шары
РУ-РУ-РУ- продолжаем мы…игру
ОР-ОР-ОР- созрел красный…помидор
ИР-ИР-ИР – мой папа… командир
ЛО-ЛО-ЛО – на улице… светло
Восп-ль: Молодцы! И с этим заданием справились! А вот и третий лепесток!
Продолжаем наше путешествие.
Дети под музыку идут по воображаемой дороге.
Восп-ль: Ребята, перед нами ОВРАГ. Перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:
Дидактическая игра «Слова наоборот» (картинки-камешки)
Вам нужно закончить предложение, подобрав слово, противоположное по смыслу:
ЗАЯЦ - ТРУСЛИВЫЙ, А ЛЕВ (ХРАБРЫЙ)
СУП - ГОРЯЧИЙ, А МОРОЖЕННОЕ… (ХОЛОДНОЕ)
СОБАКА - СЫТАЯ, А ВОЛК (ГОЛОДНЫЙ)
ВОЗДУШНЫЙ ШАР - ЛЁГКИЙ, А ГИРЯ… (ТЯЖЁЛАЯ)
ВОЛШЕБНИК – ДОБРЫЙ, А КОЛДУНЬЯ (ЗЛАЯ)
СЛОН – БОЛЬШОЙ, А МЫШЬ (МАЛЕНЬКАЯ)
АПЕЛЬСИН – СЛАДКИЙ, А ЛИМОН (КИСЛЫЙ)
-Молодцы! Отлично! Ребята, а вот и четвёртый лепесток!
Продолжаем наше путешествие.
Дети под музыку идут по воображаемой дороге.
Восп-ль: Дальше ёлка на пути –
нам её не обойти!
А на Ёлке растут не шишки, а овощи и фрукты.
А какие мы сейчас узнаем с помощью вот этих картинок (дети в парах с помощью карточек-моделей задают друг - другу вопросы и отгадывают, что нарисована картинке (груша, яблоко, огурец, лимон, помидор, лук, банан….)
Проводится игра «Угадай-ка»
Восп-ль: Молодцы! Отлично! Ребята, а вот и пятый лепесток!
Продолжаем наше путешествие.
Дети под музыку идут по воображаемой дороге.
- Мы снова вышли на опушку – это опушка заколдованных сказок. Сказки спрятаны в этих прекрасных цветах. Нам нужно отгадать загадки и расколдовать эти сказки.
Дети с помощью мнемотаблиц отгадывают название сказок.
Работа с мнемотаблицами.
1-й цветок
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису (колобок)
2-й цветок
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят из р. н. с. «Волк и семеро козлят»)
3-й цветок
Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4-й цветок
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье
Он упитанный вполне
И пропеллер на спине! (Малыш и Карлсон)
-Ребята, а вот и шестой лепесток!
Деи находят шестой лепесток и зелёные листья волшебного цветка.
-Ребята, а вот и листья волшебного цветка. Теперь мы должны собрать все лепестки воедино. Восп-ль показывает детям как склеить разрезанный лепесток у основания, а затем приклеивают лепестки к зелёным листьям.
Проводится коллективная аппликация
Восп-ль: Ну вот мы и выполнили все задания. Прошли все испытания. Собрали все лепестки. Ребята, а вам не кажется, что в стране цветов стало намного светлее?
Дети: Да
Восп-ль: И всё это благодаря вам! А нам пора возвращаться в детский сад.
-Ребята, беритесь за руки и становитесь в кружок.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернёмся
Мир волшебный не забудем!
Восп-ль: Ну вот мы и вернулись.
Дети присаживаются на коврик.
-Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие?
А какое из заданий для вас было самим лёгким? Самым трудным? А какие задания для нас приготовил гриб-звуковик, помните? А как мы преодолели овраг?
Восп-ль: Ребята, мне очень понравилось у вас. Вы замечательные дети- очень смелые, умные, а ещё очень весёлые. И хочу подарить вам эту красивую раскраску и фломастеры в память о нашем путешествии в страну цветов.