Оксана Малеева
Консультация «Причины нарушений и коррекционное воспитание, и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»
Методическая разработка по теме:
«Причины нарушений и коррекционное воспитание, и
обучение детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата»
Малеева О. В.
Г. Певек
Содержание:
1. Введение
2. Общее понятие.
Публикация «Консультация „Причины нарушений и коррекционное воспитание, и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
3. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата.
4. Методика образования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
5. Система работы по профилактике и коррекции ОДА с часто болеющими детьми детского сада.
6. Методическая разработка для использования в работе материала (игрового, познавательного) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
7. Использование нестандартного физкультурного оборудования
в профилактике нарушений ОДА.
8. Работа с родителями.
9. Выводы и заключение.
10. Литература.
Актуальность: каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Наличие данных проблем, подтверждают целесообразность и необходимость проведение работы, связанной с организацией с улучшением положения детей имеющих патологии опорно-двигательного аппарата, улучшения их качества жизни. На сегодняшний день наши дошкольные учреждения готовы разработать систему мероприятий, способствующей успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка.
Цель: разработка и внедрение системы профилактической и коррекционной работы с часто болеющими детьми, направленной на профилактику плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, средствами физического воспитания.
Задачи:
• Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.
• Определить эффективные средства, методы и формы физического
воспитания, используемые для профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата.
• Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей, укрепить группы мышц, способствующие предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.
• Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения плоскостопия и нарушения осанки, приемами укрепления мышц голеностопного сустава, спины, живота
В результате реализации данной системы предполагается:
1. Положительная динамика коррекции плоскостопия и нарушения осанки у часто болеющих детей.
2. Эффективное включение в совместную работу по использованию средств физического воспитания всех участников профилактической работы (медицинский персонал, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, младшие воспитатели).
3. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Введение.
Главной целью современной образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психологического развития детей как основы их успешного обучения в школе. В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательная область «Здоровье» наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно – гигиенических навыков и начальных представлений о ЗОЖ, предусматривает также решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на укрепление и защиту здоровья детей.
В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата в детском возрасте сопровождается соматическими и психофизиологическими нарушениями. Эта группа детей полиморфна и включает различные заболевания суставов, позвоночника, мышц, нервов.
Общее понятие: плоскостопие так же является нарушением опорно-двигательного аппарата. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Появляется боль в стопе. Любое нарушение в развитии стопы отрицательно отражается на осанке ребенка. Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата стопы.
Работая в ДОУ присмотра и оздоровления с категорией воспитанников относящихся к группе часто болеющих детей, имеющих различные хронические заболевания, проблема профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата становится наиболее актуальной, так как является одной из комплексных показателей здоровья и в некоторых случаях первопричиной не здоровья воспитанников.
Причины нарушений опорно-двигательного аппарата.
1. Внутриутробная патология
- инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные
- травмы, ушибы плода;
- интоксикации;
- экологические вредности.
2. Родовая травма, асфиксия.
3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни:
- осложнение после прививок.
Причин плоскостопия много : это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни, парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина - общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп : длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.
Методическая разработка для использования в работе материала (игрового, познавательного) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата :
В дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития, его формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия и исправить их путем укрепления мышц и связок стопы. Практически у всех детей плоскостопие сопровождается теми или иными дефектами опорно-двигательного аппарата, особенно часто - различными нарушениями осанки.
Для решения поставленных задач в начале и конце года, совместно с медицинским персоналом ДОУ, проводится диагностика сформированности осанки и стопы. По результатам диагностики формируется коррекционная группа.
формы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата :
индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала с разными детьми.
Постановка практических и познавательных задач; методы организация!
• целенаправленные действия с дидактическими материалами
• многократное повторение практических и умственных задач
• инклюзивно действенных, наглядно действенный показ (способами действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
• дидактические игры;
• создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
Наглядные методы
• обследование предметов (зрительное, тактильно, кинестетическое, слуховое, комбинированное);
• наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
• рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы
• речевая инструкция, беседа, описание предмета;
• указания и объяснение как пояснение способов выполнения
• задания, последовательности действий, содержания;
• метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
• педагогическая оценка хода выполнения деятельности,
ее результата
Информационные методы
• беседа, консультирование,
• методы использование средств массовой информации, литературы и
• организации искусства, примеры из окружающей жизни,
• экскурсии.
Практически-действенные методы
• приучение, упражнение,
• воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;
Нетрадиционные методы
• Арт-терапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства, ритмика.
Система работы по профилактике и коррекции ОДА с часто болеющими детьми детского сада:
1ступень:
• профилактическая работа с детьми ДОУ
• Корекциональная работа с детьми ДОУ
2ступень:
• диагностика сформированности осанки и стопы (совместно с медицинским персоналом)
3ступень:
• включение в утреннюю гимнастику специальных упражнений для укрепления мышц спины и свода стопы
• элементы самомассажа
• формирование коррекционной группы
4стунень
• включение в физкультурные занятия специальных упражнений для формирование навыков ЗОЖ
• непосредственная профилактическая деятельность на тренажёрах
• использование нестандартного оборудования в деятельности с детьми
5ступень
• работа с родителями на личном сайте и сайте ДОУ
• индивидуальные консультации
• проведение совместных открытых мероприятий
6ступень
• подбор упражнений для проведения закаливающих процедур
• проведение семинаров практикумов для педагогов
Использование нестандартного физкультурного оборудования
в профилактике нарушений ОДА.
Для профилактики нарушений ОДА подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые способствуют профилактике нарушения осанки и плоскостопия: массажные коврики, роллеры, ребристые дорожки. Практически во всех возрастных группах педагогами ДОУ накоплен опыт работы по изготовлению нестандартного оборудования (следовые дорожки, коврики для выравнивания позвоночника).Кроме этого, это оборудование многофункционально и может быть использовано в разных направлениях развития детей – физическое развитие, математика, развитие речи, творческие игры и т. д. Такое оборудование, можно, использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Использование нестандартного оборудования.
• Ходули
Материал: ведерки с закрепленными веревками.
Использование: Для игр - соревнований, упражнений на равновесие и координацию. Профилактика плоскостопия.
Развитие: равновесия, координации, ловкости, мышц рук и плечевого пояса, мышц свода стопы и голени.
• Лабиринт
Материал: ткань, клеёнка, поролон, дерматин цветной
Использование: для упражнений в равновесии, для прокатывания мяча, профилактики плоскостопия.
Развитие: равновесия ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног Развитие правильной остановки стоп при ходьбе.
• Рюкзачки
Материал: ткань, широкая резинка, песок или соль 400гр.
Использование: для формирования правильной осанки, игр - соревнований, для сюжетного занятия, как сюрпризный и игровой момент занятия, для ОРУ, и т. д.
Развитие: мышцы спины, плечевого пояса, выносливость, сила, коррекция осанки во время ходьбы, бега.
Физкультминутки и динамические паузы.
Одна из причин нарушений ОДА заключается в том, что дети рано начинают длительно сидеть. Дети от сидения быстро устают, их спина при этом напрягается, надолго «застывает» в одном положении, вызывая перегрузку отдельных мышц. Одним из составляющих режима является обязательное проведение физкультминутки на занятиях. Физкультминутка проводится в момент проявления первых признаков утомления детей. При выборе физкультминутки учитывается вид занятия и его тематика (приложение№1).
Закаливание
Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, а, следовательно, и профилактике нарушений осанки и плоскостопия, уделяют организации этих мероприятий особое внимание.
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни.
Системы эффективного закаливания:
• использование контрастных температурных воздействий.
• применение циклических упражнений;
• постепенное приучение детей к хождению босиком;
• адекватная погода на открытом воздухе и температуре в помещении одежда детей (ребенок, находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущение зябкости);
Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами и водно-контрастным закаливанием.
Работа с родителями.
Взаимоотношения с родителями строятся, прежде всего, на основе сотрудничества.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, направленной на профилактику нарушения осанки и плоскостопия, начинается с ознакомления:
• с результатами диагностики физической подготовленности,
• результатами диагностика сформированности осанки и стопы,
• рекомендациями врача ортопеда.
Проводится обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей,
в процессе индивидуальных консультаций.
Выводы и заключение.
Анализ по применению системы профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата с часто болеющими детьми дошкольного возраста, позволяет судить о результативности, на основании положительной динамики коррекции нарушений осанки и плоскостопия, отмеченной в сравнительных показателях диагностики. Система работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.
Позволяет эффективно использовать средства физического воспитания всеми участниками профилактической работы ОДА в дошкольном учреждении. Повышает активность родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Литература
• Власова Т. А. (ред.) Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата М., 1985.
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения (методическое пособие под ред. Шипициной Л. М., СПб., 1995
Фонарев М. И., Фонарева Т. А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М. И. Фонарева. - Л. : Медицина, 1983.
• Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6.
• Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. М: Творческий центр. 2007.
• Подольская Е. И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. М: «Скрипторий 2003»,2009.
• Сапин М. Р., Билич Г. Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биол. спец. вузов. - М. : Высшая школа, 1989.
Приложение №1
Мишки
Мишки по лесу гуляли,
(идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так
(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»
Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.
(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так
(гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так
(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
Звериная зарядка.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
Киска
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.