МААМ-картинки

Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя

Татьяна Архипова
Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Публикация «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя» размещена в разделах

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

• коррекционно-развивающее;

• информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать :

• структуру речевого нарушения;

• осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

• закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

• всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

• занятия строятся на основе общих положений коррекционно - педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;

• занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;

• принцип всестороннего воздействия;

• принцип доступности и индивидуального подхода;

• содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений;

• принцип наглядности;

• принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед :

• постановка диафрагмально-речевого дыхания;

• укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

• формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

• коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

• обучение умению связно выражать свои мысли;

• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

• развитие психологической базы речи;

• совершенствование мелкой моторики;

• логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель :

Развитие и формирование:

• слухового внимания и слуховой памяти;

• оптико-пространственных представлений;

• зрительной ориентировки на собеседника;

• координации движений;

• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

• темпа и ритма дыхания и речи;

• орального праксиса;

• просодики;

• фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. Журнал взаимодействия. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.

Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма Разучивание текстов песен. Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.

Список рекомендуемой литературы по теме:

1. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.,

2. Фонетическая ритмика – М., 1997.

3. Логопедическая ритмика – М., 1985.

4. Русские народные подвижные игры – М., 1996.

5. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

6. Фонематика – М., 2002., ,

7. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

8. Крупа- Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.,

9. Логопедические распевки – СПб., 2005. ,

10. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.

11. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

12. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

13. Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.,

14. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.

15. Логопедическая ритмика – М., 2000.

16. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006., ,

17. Поющая азбука – М., 1998.

18. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 05:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Архипова (УИ 397297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД