Мария Кузнецова
Практико–значимый проект «Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогика – одна из древнейших областей деятельности человека, направленная на образование и воспитание человеческого существа в соответствии с общепринятыми культурными традициями, ценностями и общественно значимыми идеалами. Буквальный перевод этого слова с греческого языка означает «вождение детей».
Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:
• прагматической;
• гуманистической.
Публикация «Практико–значимый проект „Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала ХХ века в США, сохраняется здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции обществу в первую очередь требуется эффективный работник, ответственный гражданин и потребитель.
Гуманистическая концепция, имеющая многочисленных сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, осознании собственного «Я».
Совершенно правильно утверждал В. Л. Сухомлинский: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника».
Сегодня в России происходит возрождение гуманистических идей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде К. Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших педагогов советского периода, таких, как В. Л. Сухомлинский, А. С. Макаренко, В. Ф. Шаталов.
Таким образом, вечная педагогическая проблема приоритета в воспитании интересов личности и интересов общества решается в пользу личности.
На особом месте стоит имя Карла Роджерса. Его по праву называют учителем гуманизма.
В чем же сущность педагогики гуманизма? Гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно- воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Гуманистическая педагогика, по Роджеру, требует приспособления школы к потребностям учащегося, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».
Практика гуманитарной школы уже выработала конкретные методы и формы инновационной деятельности. Среди них следующие.
• Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.
• Индивидуализация процессов воспитания и обучения.
• Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.
• Вера в силы и возможности воспитанника.
• Принятие воспитанника таким, каков он есть.
• Усиление гуманитарного образования.
Можно также перечислить некоторые приемы и установки гуманистического воспитания. Это:
• воспитание доверием, любовью, уважением;
• воспитание ответственностью;
• воспитание через здравомыслие;
• воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам понятий нравственных, гражданских, правовых и экономических решений;
• воспитание творчеством.
Роджер справедливо указывал, что не только плохое качество жизни, взаимная вражда, недоверие – и полное уничтожение жизни на земле могут стать той ценой, которую человек заплатит за недооценку творчества.
Педагог-гуманист дает возможность ребенку самому пережить чувство и состояние доверия, ответственности, творчества, различных смысловых ситуаций. Но этому нельзя научить, ощущая себя «над ребенком», необходимо вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и себя, свой внутренний мир. Ребенок должен ощутить, что взрослые не навязывают ему свое видение жизни, уважают его решения и помогают найти свою дорогу в атмосфере любви и доброжелательности.
Бесконечно прав В. Л. Сухомлинский, считая, что «детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний…». Он писал: «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников – воспитывайте детей без наказаний». И еще одна цитата: «Воспитание без наказания – это не узко школьное дело. Это – одна из важнейших проблем… переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимоотношений».
Осуществление творческих гуманистических начинаний в области образования – большое искусство, требующее от воспитателя настойчивости в самовоспитании, высокого уровня профессионального мастерства, творческого видения им проблем и полной самоотверженности.
На мой взгляд, самое сложное – переориентация личностных установок учителя. Несмотря на то, что Россия законодательно провозгласила человека высшей ценностью, подчеркнув, таким образом, свою приверженность идеям гуманизма, полностью преодолеть сложившуюся в течение длительного времени авторитарную систему взаимоотношений учителя и ученика не так то просто. Консервативно настроенному педагогу сложно отказаться от традиционных форм и методов обучения с педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность отношений между педагогом и учеником «на равных». Многие считают, что маленькие дети не способны принимать решения, поэтому их надо всегда контролировать. Такая позиция выражается в постоянной регламентации всей жизнедеятельности детей и варьируется от опеки до жесткого контроля. Но если не предоставлять ребенку самостоятельности, он никогда не повзрослеет. И речь не идет о снижении или ослаблении контроля, но лишь о том, чтобы в каждом возрасте в соответствии с готовностью ребенка создавать ему условия для личностного роста. Ребенок будет учиться брать на себя ответственность за свои решения, приобретет умение самостоятельно определяться в жизненных ситуациях. Невозможно воспитать полноценную личность, передавая ему лишь готовый опыт. Разумнее создать условия, способствующие накоплению этого опыта, тактично и ненавязчиво прививать навык социально востребованного поведения. Необходимо забыть одну из основных установок авторитарной педагогики, гласящую: воспитатель – руководитель, воспитанник – подчиненный. Помогите ребенку поверить в то, что вы – равноправные партнеры одного процесса. Покажите ребенку, что он уникален, очень нужен, любим вне зависимости от поведения. Приложите все усилия к тому, чтобы развить в воспитаннике стремление к самодисциплине, добивайтесь доверительных и доброжелательных отношений между детьми, а также ребенком и воспитателем.
Конечно, сложно порой принять ребенка таким, каков он есть, даже при условии, что педагог сознательно и последовательно придерживается личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Некоторые дети, без сомнения, могут вызвать раздражение. Но, в конечном счете, с раздражением можно справиться или, по крайней мере, не показывать его открыто. Главное, насколько ребенок, вызывающий раздражение, оценивается в соответствии с неким идеальным образом, существующим в сознании взрослого. По-моему, очень важно выработать в себе способности, имея даже «идеальный образ», не подгонять ребенка к этому образу – это и является выражением принятия ребенка таким, каков он есть.
Мне кажется, не нужно бояться перехвалить ребенка. Похвала окрыляет, вселяет веру в свои силы. В становлении личности ребенка оценочная деятельность взрослых, а затем и сверстников играет значительную роль. Но, разумеется, оценка деятельности ребенка должна быть объективной. Очень важно, отмечая недостатки в результатах детского труда, быть максимально доброжелательным и непременно дополнять свои замечания положительной перспективой. Похвалить – горячо и убедительно, подкорректировать – мягко и ненавязчиво, а затем – снова заряд позитива: «У тебя все-все получится!» В своей практике я стараюсь использовать именно эту схему.
Дети, взаимодействующие друг с другом, далеко не всегда способны разрешать возникающие конфликты и свои проблемы мирным путем. Мне кажется, задача первостепенной важности для воспитателя – научиться реагировать на такие ситуации активно, а не реактивно, а именно:
• ориентировать свои действия не на факт проступка или конфликта, а на его мотивы;
• в процессе разрешения конфликта актуализировать соответствующие эмоциональные состояния детей;
• стимулировать поиск «мирных» взаимодействия и выхода из конфликтной ситуации;
• помочь ребенку осознать неправомерность совершенного действия;
• не наказывать провинившегося, а призвать его прислушаться к своей совести.
Каждый воспитатель просто обязан задать себе вопрос: каким он хочет видеть своего воспитанника в будущем? Карл Роджерс указывал, что в зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в период становления личности, формируется тот или иной тип личности. По классификации Роджерса, существуют два противоположных типа: полноценно функционирующая личность и «неприспособленная личность».
Первый тип получал безусловное позитивное внимание. Его характеризуют эмоциональная глубина и рефлексивность, адаптированность, уверенность в себе, доверие и креативность.
Второй тип соответствует человеку, получавшему условное позитивное внимание. Его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно задуманному плану, ему присущи управляемость, конформизм, заурядность и отсутствие креативности.
Без сомнения, воспитать человека, относящегося к первому типу, возможно только руководствуясь принципами гуманистической педагогики, сориентированной на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности.
. Вершиной личностного развития в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.
Таким образом, новое время ставит перед нами новые цели. Нам необходимо воспитать человека, умеющего жить в условиях расширяющейся демократии, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе, обладать организаторскими умениями, способностью руководить людьми, принимать управленческие решения. Но главные личностные качества, на основе которых должен строиться стиль взаимодействия членов современного общества – это отказ от диктата и оказания любых способов давления на личность, проявление уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности. А достичь этого мы сможем только в том случае, если пойдем по сложному, но единственно верному пути гуманизации и гуманитаризации отечественной педагогики.