Папки-передвижки

Практические основы организации совместной проектной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста

Светлана Зайцева
Практические основы организации совместной проектной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

В настоящее время педагогические коллективы широко используют современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе проектную деятельность. Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Данная технология соответствует требованиям ФГОС ДО в части реализации принципов дошкольного образования :

Публикация «Практические основы организации совместной проектной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Суть проектной деятельности - в активизации и поддержании интереса детей к проблемам, обозначенным «здесь и сейчас». Задача педагога заключается в том, чтобы задание для детей сформулировать в виде проблемы. Темы могут быть самыми разными, как соответствующими комплексно-тематическому планированию, так и абсолютно спонтанными, основанными на наблюдениях за детьми, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Проекты в данном случае, как правило, бывают краткосрочными либо средней продолжительности. Для их разработки мы используем модель «трех вопросов».

«Модель трех вопросов»

Воспитатель в обычном режиме жизни группы прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После наблюдений за детьми формулируют одну из версий темы будущего проекта. Если тема возникла по инициативе детей, то это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? (Что для этого нужно сделать)

Содержание (то, что дети уже знают). Тема проекта (самое главное – не оставить без внимания ни один, пусть даже самый нелепый детский вопрос). Источники новых знаний по теме проекта.

В заполнении модели могут принимать участие дети и их родители. «Модель трех вопросов» может быть размещена в приемной группы, тогда у родителей будет возможность принимать самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Важно не только определить тему проекта, выделить проблему, но и педагогически грамотно спланировать деятельность с учетом всех образовательных областей. В данной ситуации эффективным способом считаем системную «паутинку». Составляем с учетом разных видов детской деятельности во всех образовательных областях.

В центре «паутинки» обозначает тему проекта, вокруг прописываем формы взаимодействия по решению задач в каждой образовательной области с учетом ведущего вида деятельности. Через объединение знаний из различных областей у ребенка формируется целостное видение картины окружающего мира.

Самым распространенным по характеру контактов (по Е. С. Евдокимовой) является проектирование внутри одной возрастной группы, так как не требует больших затрат времени на организацию «детского жизнетворчества». Однако, взаимодействие с детьми другой группы, с семьей, учреждениями культуры, спорта, общественными организациями необходимы ребенку в силу его социального развития. В связи с этим мы апробировали и теперь уже стали традиционными в нашем детском саду проекты внутри учреждения, участниками которых являются все возрастные группы. Как правило, темы проектов связаны со значимыми датами, событиями в жизни детского сада, города, страны («Мы помним, мы гордимся!», «Малые олимпийские игры», «Радуга красок»). Эффективным способом разработки такого типа проектов считаем метод Елены Сергеевны Заир-Бек - профессора кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербург - Образ «Семь мы».

Образ «Семь мы»

• Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

• Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

• Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).

• Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).

• Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).

• Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

• Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Такие проекты значимы в решении задач социально-коммуникативного развития детей, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции.

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Говоря о способах разработки проекта, целесообразно отметить еще один - Метод «Мыслительных карт», автор которого британский психолог, специалист по вопросам интеллекта Тони Бьюзен. Метод «Мыслительных карт» - это естественный способ организации мышления, имеющий неоспоримое преимущество перед обычными способами записи. К сожалению, данный способ используется не всегда и не часто, хотя именно он позволяет максимально включить ребенка в проектирование, помогает выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

1. Берем лист бумаги формата не меньше А4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это - крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Мыслительная карта представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов. Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти. Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства. Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития. Мы приводим примеры игры на поиск ассоциаций.

Вывод: Проектный метод побуждает педагогов повышать свой профессиональный уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательной деятельности. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и социума. Формирует у дошкольников умение планировать деятельность, самостоятельно решать поставленные проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Фотоотчёт о совместной деятельности педагога с детьми по изготовлению открытки «Солнце Победы»Фотоотчёт о совместной деятельности педагога с детьми по изготовлению открытки «Солнце Победы» Скоро наступит очень знаменательный день - 9 мая. Для нас это очень важное событие - Великий День Победы. Очень важно воспитать в наших.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Развивающая игра-вкладыш «Цифровой телефон» для организации совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возрастаРазвивающая игра-вкладыш «Цифровой телефон» для организации совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста Дошкольное образовательное учреждение предлагает воспитанникам новые знания, интересные предметы, активное общение, различные виды детской.

Сюжетно-ролевая игра «В речном порту». Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6–7 летСюжетно-ролевая игра «В речном порту». Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6–7 лет Сюжетно-ролевая игра «В речном порту». Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-7 лет Сведения об авторах (авторах-составителях):.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические основы организации совместной проектной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 12:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические основы организации совместной проектной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД