ЮЛИЯ ЦАПЛИНА
Опыт работы «Познавательное развитие детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 20 «РОСИНКА»
Доклад из опыта работы
на тему:
«Познавательное развитие детей среднего возраста»
Подготовила:
Воспитатель
Цаплина Ю. А.
Моршанск,
2018г
Публикация «Опыт работы „Познавательное развитие детей среднего возраста“» размещена в разделах
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава-тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор-ческой активности; формирование первичных представлений о себе, дру-гих людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие включает в себя 5 видов деятельности:
Формирование элементарных математических представлений.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с миром природы.
Формирование элементарных математических представлений:
Количество и счет
Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относит последнее числительное ко всем пересчитанным предметам (один, два, три- всего три кружка). Формировать представления о порядковом счете, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая один (лишний) предмет. На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.
Величина
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты, толщины.
Форма
Развивать представления детей о геометрических фигурах. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, платок-квадрат, мяч-шар, дверь-прямоугольник.
Ориентировка в пространстве
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо- налево, вверх- вниз).
Знакомить с пространственными отношениями далеко-близко.
Ориентироваться во времени
Расширять представления детей о частях суток.
Познавательно-исследовательская деятельность :
Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Сенсорное развитие
Знакомить детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств. Знакомить с различными материалами на ощупь.
Проектная деятельность
Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов в создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию.
Дидактические игры
Учить детей играм направленных на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозайка, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивать наблюдательность и внимание.
Ознакомление с предметным окружением:
Продолжать знакомить детей с признаками предметов. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
Ознакомление с социальным миром:
Расширять знания детей об общественном транспорте и о правилах поведения в нем. Формировать первичные представления о школе. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, их атрибутами, людьми работающими в них. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования, рассказать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, о государственных праздниках и Российской армии.
Ознакомление с миром природы:
Знакомим детей с домашними животными, декоративными рыбками, птицами, пресмыкающими, некоторыми насекомыми, фруктами, овощами, ягодами, грибами, комнатными растениями, учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев. Расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня, учить замечать изменения в природе.
Сезонные наблюдения:
Осень: учить детей замечать изменения в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг). Устанавливать простейшие связи между живой и неживой природы.
Зима: учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц, рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещение тают.
Весна: учить выделять признаки весны. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Формировать представление детей о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.
Лето: расширять представления детей о летних изменениях в природе. Расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней, глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды, грибы; у животных подрастают детеныши.
В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие является включает развитие восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разнообразные формы ориентации дошкольника в окружающем мире, в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период среднего дошкольника важен для развития познавательных потребностей ребёнка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности деятельной преобразующей активности. Познавательные потребности находят выражения в форме деятельности, которая направлена на обнаружение нового (поисковой активности, исследовательской).
Основные вопросы этого возраста : «Как?» «Зачем?» «Почему?». Средние дошкольники пытаются сами найти ответ, используя свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести собственный эксперимент.
Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы – типичная особенность этого возрастного периода. Дошкольник среднего возраста проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.
В своей работе по познавательной деятельности выделяю ряд задач:
Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения. Экспериментальную деятельность, речь;
Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
Создать условия, способствующие их выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательной деятельности;
Поддерживать условия для развития познавательных процессов дошкольников во всех видах деятельности.
В своей работе использую приёмы по познавательного развития :
наглядные наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций;
практические упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность;
словесные рассказы, чтение, вопросы, беседы и использование художественного слова;
Сенсорное воспитание чем выше уровень их развития, тем богаче возможность познания окружающего мира, то есть умение различать и называть качества предметов.
В своей работе большое внимание уделяю игре, которая одна из самых действенных средств познавательного развития дошкольников. Во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этим знанием с другими.
Я с детьми играя в различные виды игр:
Сюжетно-ролевые игры, которые товарищем, единомышленником по интересам. расширяют представление об окружающем мире.
Игры – драматизации, которые способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений, и активизирует речь.
Строительно-конструктивные игры расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе. Они являются познавательным содержанием окружающего мира.
Игры – эксперименты. Научат видеть проблему, решать её анализировать, делать выводы и добиваться результата
Для детей дошкольного возраста познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов.