Наталья Бескоровальная
Многофункциональное пособие «Поляна логопедических чудес» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Поляна логопедических чудес».
Авторское многофункциональное пособие для старших дошкольников.
Бескоровальная Н. В. учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» г. Черняховск, Калининградской обл.
Актуальность.
Устранение речевых нарушений — сложный, кропотливый труд, который требует от ребенка усидчивости и терпения. Поэтому занятия с детьми должны быть яркими, насыщенными, интересными.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2023
Эффективность работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения (ФНР, ФФНР, ОНР, во многом зависит от правильно организованной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ должна соответствовать критериям рациональности и педагогической целесообразности, ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка, воздействуя на эмоции, побуждать детей к активной речевой коммуникации (познавательно-речевой деятельности).
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания и обучения служит игра. Большая находка в организации игры по развитию речи — многофункциональное настольное пособие «Логопедическая поляна чудес». Пособие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Оно многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Пособие может быть применено как в образовательной, так и в свободной деятельности детей. В процессе работы с панно у детей формируются все компоненты речи, развиваются пространственные представления, закрепляются знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика.
Это пособие помогает использовать различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Оно простое в обращении и вызывает интерес многократной игрой с постоянно сменяющимися персонажами. Данное пособие соответствует требованиям, предъявляемым к современной развивающей предметно-пространственной среде: содержательное, насыщенное, трансформируемое, полифункциональное, вариативное, доступное, безопасное.
Дети размещают на панно съемный дидактический материал, обновляемый в зависимости от темы занятий. Им очень нравится такое необычное пособие, и они могут с ним долго и увлеченно играть.
Цель пособия: повышение личностной, интеллектуальной, речевой активности.
Задачи пособия:
• развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха, его интенсивности;
• развивать фонематический слух;
• автоматизировать звуки в словах, предложениях, связной речи;
• развивать и совершенствовать слоговую структуру слов;
• расширять словарный запас;
• развивать грамматический строй речи, связную речь;
Из войлочного материала изготовлено игровое поле, на которое прикрепляются декоративные ленты (дорога, речка и мостик). Дополнительно были изготовлены атрибуты — разнообразные домики, фигурки животных, птиц, растений, деревьев, насекомых, виды транспорта, сказочных героев и др. А также картинки с изображением артикуляционных упражнений. Их можно разместить практически в любом месте.
Настольное панно прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях. Оно используется в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, при проведении дыхательных и артикуляционных упражнений, дидактических игр, направленных на фонематического восприятия, совершенствование связной речи. Эти игры в течение года меняются в соответствии с изучаемой лексической темой.
Полноценное развитие сторон речи (произношение звуков, слов, фраз, речевой слух и т. д.) — необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают в этом большую помощь.
Используя это пособие, мы играем с детьми в следующие игры.
Дыхательное упражнение «Сдуй бабочку с цветка».
Сделать глубокий вдох, а на выдохе губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения щеки не надувать. (Второй вариант – рот открыть, язык положить «лопаточкой» на нижнюю губу, дуть длительно и плавно).
Артикуляционные упражнения «Сказка Веселого Язычка».
Сказка о Веселом Язычке № 1.
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Однажды он решил прогуляться. Выглянул из домика и замерз, стал тонкий, острый, как иголочка. Спрятался в домике и еще раз выглянул, и еще, как язычок у змейки. Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка. На полянке он увидел грибок. Увидел лошадку и покатался на ней. Встретил он и важного индюка. Вдруг он услышал, как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой. Взглянул на часики — точно, пора. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Сказка о Веселом Язычке № 2.
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился смотреть фокусы. А потом Язычок полакомился вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали, за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Сказка о Веселом Язычке № 3.
Жил-был Веселый Язычок. И был у него домик — рот. А у домика было 2 двери — губы и зубы. Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолочек. Затем стены, как настоящий маляр. Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычок кончиком от удовольствия. Сел на крылечке и заиграл на трубочке, на гармошке и на барабане. А еще устроил себе праздничный ужин — блинчики со вкусным вареньем. Затем посмотрел на часики — поздно. Пора отдыхать. Почистил он зубки и лег спать в свою постельку.
Фонематическое восприятие:
«Кого встретила Лисичка?»
1. Предлагаем ребенку назвать одинаковый звук, который есть в названии игрушек.
2. Предлагаем ребенку назвать игрушки, в названии которых есть заданный звук [с].
"Подбери рифму"
Предложить ребенку помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве. (сверчок).
Грамматические игры:
«Где живут домашние животные?»
На панно логопед размещает игрушки по сюжету «Деревенский дворик». Детям предлагается на них посмотреть и сказать кто где живет.
Собака живет в. (конуре)
Корова живет в. (коровнике)
Свинья живет в. (свинарнике)
Лошадь живет в. (конюшне)
Овца живет в. (хлеву)
Коза живет в. (хлеву)
«Что это может делать?».
Логопед называет предмет, а дети — действие. Например: «Корабль — плывет. Вертолет — летит. Машина – едет».
«Маша и три медведя».
(Развитие правильного употребления предлогов)
Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «кто находиться на., под., около., за., в., над.».
«Расскажите сказку»
(Развитие связной речи).
После предварительного чтения сказки, дети рассказывают ее самостоятельно используя настольный или пальчиковый театр.
«Чего не хватает?»
На панно логопед размещает игрушки. Детям предлагается на них посмотреть и запомнить, затем они закрывают глаза, а логопед убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и называют, какого предмета не хватает.
«Один — много»
Логопед прикрепляет картинки к панно, а дети называют изображение во мн. ч. («дерево—деревья», «волк — волки»).
«Сосчитай-ка»
На панно крепятся картинки на закрепляемый звук, дети пересчитывают предметы («один жук, два жука, три жука, четыре жука, мять жуков.»).
«Назови одним словом»
На панно размещаются игрушки (картинки) по одной теме (например, «Домашние животные»). Логопед просит назвать все предметы, одним словом.
«Что лишнее?»
На панно размещаются игрушки (картинки) по одной теме (например, «Транспорт») и одна не по теме. Логопед просит назвать лишний предмет.
«Скажи по-другому»
Дети подбирают сходные по значению слова к изображениям на панно («волк», «волчонок», «волчище»).
Можно объединить все задания и упражнения определенным игровым сюжетом, добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, сохраняя благоприятную психологическую атмосферу.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические упражнения в рифмах: Пособие для логопедов, воспитателей. М., 2000.
2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: Метод, пособие. М., 2000.
3. Корнев А. Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. СПб., 1999.
4. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М., 2004.
5. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.
6. Новоторцева Н. В. Логопедическая тетрадь по развитию речи. Ярославль, 1996.