Фролова Нина Владимировна
Поисково-исследовательская деятельность в живой и неживой природе с учетом особенностей развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современная дошкольная педагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе.
Поисково-исследовательская деятельность – это целенаправленный процесс, включающий в своё определение такие понятия, как: мышление, речь, запоминание, а также процессы внимания и восприятия.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность в живой и неживой природе с учетом особенностей развития детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Неживая природа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Используя исследовательский метод, можно пробуждать и укреплять познавательную активность, интеллектуально-творческие возможности личности ребёнка, повышать качество его исследовательских способностей.
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии : снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов); ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов); низкая речевая активность; несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат. Перечисленные особенности затрудняют их умение выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явления.
Принимая к сведению особенности данных ребят, коррекционный процесс должен выстраиваться, учитывая индивидуальные особенности детей.
В процессе экспериментов дошкольники должны познакомиться с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. ; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом необходимо поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Экспериментирование создаёт особую атмосферу, которая позволяет ребёнку реализовать собственную познавательную активность.
В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Поэтому необходимо познакомить дошкольников с явлениями природы, различными видами растений, животных, используя различные формы и методы работы с детьми.
При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников используются упражнения, различные игровые методы, мини эксперименты, беседы, разного рода наблюдения, мини проекты и т. д. Наблюдения являются одной из форм экспериментальной деятельности, поскольку с его помощью осуществляется восприятие деятельности и ее результатов. Наблюдая за выполнением экспериментирования, у детей развивается умение концентрировать внимание, появляется устойчивый интерес и мотивация к достижению положительного результата.
Игра в поисково-исследовательской деятельности часто перерастает в реальное детское творчество. С целью развития исследовательских способностей необходимо использовать и дидактические игры. Например: «Что будет, если?», «Угадай по запаху», «Волшебный мешочек». Такие игры развивают у детей воображение, внимание, творческое мышление, дают возможность получать новые знания об окружающем мире.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт.
Мы рекомендуем родителям учить ребенка не только задавать вопросы, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на них, хвалить ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию. Это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы. И конечно, поощрять любознательность ребенка, ведь потребность узнавать новое – важное и ценное качество.
Для формирования целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано, регулярно используем в своей деятельности занятия по поисково-исследовательской деятельности. Они побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.
Таким образом, основная задача педагогов – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать условия для ознакомления дошкольников с явлениями живой и неживой природы. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.