Оксана Чистякова
Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация практических занятий в лаборатории ДОУ
План
1. Значение исследовательской деятельности.
2. Формы работы с детьми
3. Методические требования к организации занятий.
4. Алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.
5. Структура занятия-экспериментирования (материал в педкопилку)
6. Предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ. (организация мини-лаборатории, приборы и оборудования, материалы для организации детского экспериментирования в группах, (материал в педкопилку).
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
7. Структурно-логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте (материал в педкопилку).
8. Из опыта работы (уголок экспериментирования, уголок природы, огород на подоконнике).
9. Возрастная динамика формирования понятий (Опыты и наблюдения в мире растений) (материал в педкопилку).
В современном мире основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге, изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней.
Все это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной.
Единственным выходом из создавшегося положения является организация соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Дети должны знать законы, по которым живет природа, уметь организовать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе.
В программе экологического образования дошкольников основной упор сделан на наблюдения, эксперименты, опыты, занятия и продуктивную деятельность в природе.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает такие мыслительные операции, как:
• анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение);
• сравнение (дети находят сходство и различия разных природных объектов);
• умение устанавливать взаимосвязь (дети находят механизмы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания);
• обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое, но такая самодеятельность иногда бывает опасной.
Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка, и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Сначала дети проводят эксперименты на специально организованных занятиях. Потом этот вид деятельности переходит в совместную и только затем в самостоятельную деятельность. В группах детского сада создается предметная развивающая среда, в частности уголки экспериментирования, где дети могут самостоятельно организовать творческую познавательную деятельность; углублять представления о живой и неживой природе, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
В исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста могут быть использованы формы работы:
• Занимательные опыты;
• Эксперименты в лабораториях или исследовательских уголках;
• Наблюдения за живой природой (экскурсии, «огород» на окне, сезонные изменения, поведения животных в уголке природы и т. д.);
• За неживой природой (звук, вода, воздух, свет, почва);
• Осуществление разных экологических проектов, например, «Здравствуй, дерево!», «Елочка - зеленая иголочка» и т. д;
• Организация мини-музея, коллекционирование (детей и педагогов, родителей);
• Оформление альбомов и дневников наблюдений;
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей. Такие занятия проводятся не чаще, чем одно в 2-3 недели. При выборе занятия необходимо, чтобы воспитатель учитывал возрастные особенности детей и соблюдал ряд методических требований:
1. Умозаключения детей основываются на собственном опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
2. Время в восприятии детей течет гораздо медленнее. Поэтому наблюдения за длительными процессами, например, сезонными изменениями в природе наталкиваются на объективные трудности. Детям трудно сопоставить факты и устанавливать зависимости между ними, если наблюдения этих фактов разделены большим временными промежутками. Отсюда вытекает задача: исследовать процессы быстротекущие, динамичные в краткосрочных наблюдениях.
3. Дети не умеют выделять существенные признаки, обращают внимание в первую очередь на яркие, необычные детали. Значит, необходимо тщательно подбирать такие объекты для наблюдения, в которых существенные признаки очевидны.
4. Существенные признаки, которые учитывают дети при обобщении, ограничиваются одними-двумя. Отсюда вытекает приоритет простых понятий перед сложными.
5. Дети не умеют наблюдать, т. е. не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений. Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулировать вопрос, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
6. Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны. Причина в том, что знания отношений - абстрактные понятия, не имеют
образного воплощения, а значит, необходимо специально обучать детей умению терпеливо, постепенно и последовательно устанавливать причинно-следственные зависимости на основе анализа и обобщения фактов.
7. Возрастные особенности психики ребенка - двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, стремление к игровой деятельности, крайне малый личный жизненный опыт и слабое развитие речи диктует воспитателю необходимость использовать на занятиях адекватные методы и методические приемы: дидактические игры, занимательный материал, сказочность, наглядность и т. п.
Алгоритм подготовки и проведения занятий-экспериментирования,
который является примерным и может быть скорректирован в практике
работы.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрированных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели, задач (как правило, эти познавательные, развивающие, воспитательные).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
5. Предварительная исследовательская с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или уголке экспериментирования)
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Предлагаю следующий материал по теме семинара в педагогическую копилку: структура занятия-экспериментирования, предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДОУ, которая включает в себя: организацию уголка экспериментирования или мини-лаборатория, приборы и оборудования (примерные, материалы для оснащения уголка-экспериментирования по возрастам и структурно-логическую схему формирования навыков в дошкольном возрасте.
Для проведения экспериментально-исследовательской работы разработан перспективный план в живой и неживой природе, соответствующий возрастным особенностям детей младшей группы.
Организован уголок экспериментирования, в котором выделено место для выставки (разные виды круп, семян, морских ракушек, камней и т. д, место для хранения материалов (природного и бросового, место для приборов и оборудования (лупы, весы, зеркала, магниты, песочные часы, пипетки, наждачная бумага, фольга и т. д., место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», емкости (стаканчики, баночки, воронки, бутылочки, формочки, сито, лопаточки и т. д.). Различные материалы (бусины, пуговицы, разноцветные прищепки, пробки, пух и перья, деревянные катушки, упаковки от «киндер-сюрпризов», трубочки от коктейля и т. д.)
На специально организованных занятиях и в самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования дети определяют : есть ли вкус, цвет, запах у воды; какие вещества растворяются в воде, а какие нет; во что превращается вода, как вода окрашивается, откуда берутся мыльные пузыри и т. д. экспериментируя с воздухом, проводим такие опыты, как «Движение воздуха», «Воздух не виден», «Летающие семена, перья», «Песок путешествует по пустыне». Играя с зеркалами и фольгой, а так же с водой, дети учатся ловить солнечные лучи и пускать «зайчиков», используя отражающее свойство предметов. В уголке имеется «Ящик ощущений», «Лабиринт», «Коробка для рисования манной крупой, «Чудесный мешочек» и т. п.
Очень многие задачи экологического образования решаются через организацию деятельности детей в уголке природы. Труд в уголке природы способствует развитию детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет увидеть результат своей помощи живому. В уголке висит календарь природы, сшитый мамой воспитанника. Дети одновременно закрепляют знания времен года, определяют погоду и развивают мелкую моторику (расстёгивая и застегивая лучи у солнца, «молнию» на тучках, вынимая дождинки или снежинки, на «липучки» прицепляют листья или снег на дерево, а на кнопки снежные сугробы или зеленую траву).
Так же в уголке природы имеется модель «водопада», плавно переходящего в озеро, где живут лягушки, ящерица, крокодил и удав, растут кувшинки.
имеется модель аквариума с рыбками, растениями, с камушками, ракушками, где проживает и осьминог.
Для осуществления трудовой деятельности в уголке : уход за комнатными растениями (рыхление, полив, опрыскивание, обтирание крупных листьев) оборудовано специальное место для хранения инструментов и оборудования. В уголке природы размещен наглядный иллюстрированный и дидактический материал: сезонные изменения в природе, альбомы о домашних и диких животных, птицах, ягодах, аквариумных рыбок, насекомых, грибах. Разнообразен ассортимент настольно-печатных игр: лото «Кто где живет?», «Ягоды и фрукты», «Детеныши диких животных», «Собери цветок», «Парные картинки», «Овощи и фрукты», «Что, где растет?», «Деревья, кусты, трава» и т. д. В группе имеются муляжи фруктов, овощей, домашних и диких животных, насекомых. В уголке природы находится ящик со стеклянными, прозрачными стенками. В данном ящике проводятся наблюдения за корневой системой растений.
Продолжая разговор о наблюдениях в природе, очень важно, чтобы дети участвовали не только в уходе за растениями, но и в их посадке. Для этого в группе организован «Огород на подоконнике». Вместе с детьми посажены луковичные растения - цветы тюльпаны. Дети наблюдали все стадии развития цветка. А как они радовались появлению бутонов и любовались распустившимися цветами.
Посажены так же и другие цветы - астры, бархатцы, анютины глазки, чтобы в дальнейшем высадить их на участке детского сада. Совместно с детьми выращиваем витаминную добавку к обеду. Посажен репчатый лук, оформленный в «Луковое дерево».
начала велось наблюдение за тем, где быстрее растут луковые перья, а затем они были срезаны и использованы в пищу. Интересной формой для наблюдения были изготовлены «Травянчики» по мотивам сказки «Колобок» - Медведь и Колобок, набитые опилками, на голове которых растет «Кошачья травка». Для посадки календулы использовали необычные контейнеры - яичные скорлупки, поставленные в яичные ячейки.
В нашем огороде растут не только цветы, но и овощные культуры: помидоры, горох. А за всем нашим огородом на подоконнике присматривает вместе с детьми и бабушка Наталья. Она живет в своем расписном домике вместе со своими домашними любимцами: кошкой, собакой, свиньей, коровой, овцой, лошадью, козой. Проживает во дворе и петушок со своей семьей - курочкой и цыпленком. А вокруг двора летают бабочки и жучки, проснувшиеся весной. А на вербе, стоящей рядом с домом, поселились перелетные птицы, построившие свои гнезда и ждущие появления птенцов (яйца в гнезде).
Всю работа по организации огорода проводится поэтапно.
1 этап. Посадка с детьми растений, записывая названия, дату посадки. Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями. Подборка художественной литературы про посаженые растения: загадки, стишки, сказки.
Например, опыт «Как выглядит корень». Совместно с детьми посадили свеклу и через несколько дней увидели, что в земле появились тоненькие белые ниточки, которые затем с одной стороны покраснели, а с другой остались таким же белыми. Сделали вывод, что корни окрасились в красный цвет в той стороне, где падает больше света.
Опыт «Одинаковые ли корни у растений?». Одновременно посадили два растения (овес и горох). Рассматривая корни, дети убедились, что они разные. У гороха вначале появляется один толстый корень, от которого потом начинают отрастать беговые корешки. А у овса - с самого начала появляются три корня, примерно одинаковые по виду. Затем, количество и размеры увеличиваются. Сделали вывод, что корни у разных растений разные. Можно проводить и другие опыты с корневой системой растений. Важно отметить, что проводя любой опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
Ознакомление детей с «воздушными корнями» происходит в «Комнате природы», созданной в детском саду, где собраны растения разных климатических зон, в том числе и лианы. Рассматривая с детьми некоторые из них, видим на длинных стеблях «пупырышки». Это зачатки «воздушных» корней. Когда лиана попадает на землю, корни начинают развиваться и возникает новое растение. Зачатки «воздушных» корней можно увидеть на ветках хлорофитума, плюща, традесканции, сциндапсуса и других растений. В комнате природы находятся не только разные виды растений, в оформлении и присутствует региональный компонент. Оформлена фотовыставка «Мое село», выставка чугунных изделий «Кусинское литье», имеются книги о Златоусте, Миассе, Кусе. На одной стене с помощью техники папье-маше расположены Уральские горы, на которых разместились города горнозаводской зоны Челябинской области, реки и озера, животные и растения нашего региона. У другой стены расположены русские красавицы - белоствольные березы.
2 этап. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Фотографирование. Результаты фиксируются в альбоме. Пополнение коллекции семенами этих овощных и цветочных культур. Рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3 этап. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Составление небольших рассказов о том, как ухаживать за растениями. Создание фотоальбомов.
Таким образом, работа в данном направлении развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая и ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму, листья, цвет, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, это еще и великолепный последовательный материал. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает нашим детям успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.