Немцева Анна Николаевна
«Поиск воздуха. Танец горошин». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Поиск воздуха. Танец горошин».
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Фасоль, горох, бобовые
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
• помочь детям обнаружить воздух вокруг себя;
• познакомить с понятием «сила движения»;
• познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха;
• учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования.
Развивающие:
• развивать наблюдательность, любознательность, смекалку посредством экспериментальной деятельности;
• развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
Воспитательные:
• воспитывать желание познавать окружающий мир;
• воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
• соблюдать правила поведения в лаборатории;
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
• воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: воздушный шар, вода, горошины.
Раздаточный материал: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость, полоска мягкой бумаги, лист бумаги, музыкальные инструменты.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Улыбнемся мы друг другу
Что за чудо - чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Здравствуйте друзья!
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Шкатулка)
Воспитатель: Вы хотите узнать, что внутри? (Ответы детей)
Открывает шкатулку, она пустая.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая. В ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой. (Воздух)
Из-за двери раздаётся голос: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит?
В комнату залетает воздушный шарик.
Воспитатель: Здравствуй, шарик. Как ты к нам попал?
Воздушный шарик: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Воздушный шарик: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Погоди, Воздушный шарик, я знаю, что воздух вокруг нас.
Воздушный шарик: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем, что воздух действительно есть. Оставайся с нами, и ты сам всё поймёшь! Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Воспитатель: Как вы думаете, что вы вздохнули? (Воздух)
Воспитатель: Мы видим воздух? (Не видим)
Воспитатель: Значить какой воздух? (Невидимый)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Опыт №1 «Поиск воздуха»
Воспитатель: Докажем, что вокруг нас есть воздух.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в пакете? (Он пустой)
Воспитатель: Сомните его. Почему он легко мнется? (Потому что он пустой)
Воспитатель: Надуйте пакет, закрутите его. Что в пакете? (Воздух)
Воспитатель: Сдавите пакет. Почему не получается? (В пакете воздух)
Воспитатель: Где можно использовать это свойство воздуха? (Когда надуваем шар, спасательный круг, шину автомобиля, надувной матрас)
Воспитатель: Посмотрите на руку через пакет. Вы видите руку? (Ответы детей)
Воспитатель: Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (Прозрачный, невидимый)
Вывод. Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. Воздух невидимый.
Опыт №2 «Воздух жизненно необходим»
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (Воздухом).
Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (Воздух)
Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит с водой? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: Попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Как долго человек может не дышать? (Ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод. Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Опыт №3 «Веселая полоска»
Будем мы сейчас играть
И полоску оживлять.
Раз, два, три – посмотри!
Воспитатель: Что произойдет, если на полоску будет воздействовать воздух? Не берите бумагу в рот.
Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.
Воспитатель: Почему она движется? (Она легкая)
Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.
Воспитатель: Что происходит? Почему? (Полоска прилипает к губам: на нее действует воздух)
Вывод. Бумага легкая. Движется под воздействием воздуха.
Опыт № 4 «Воздух можно услышать»
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? (Ответы детей)
Воспитатель: Музыканты, которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки. Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Воспитатель играет на дудочке.
Воспитатель: Что мы услышали? (Звук)
Воспитатель: Почему возник звук? (Когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод. Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Воспитатель: Научим горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке.
Аккуратно обращайтесь со всеми материалами.
Воспитатель: Дети опускают в баночку с водой 4 горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой.
Воспитатель: Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась – и скорость движения горошин возрастала). Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
Вывод. Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
Воспитатель: Вот, сколько мы узнали о воздухе и воздушному шарику рассказали. Внутри шарика тоже воздух.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие опыты проводили? (Ответы детей)
Воспитатель: К каким выводам пришли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)