Немцева Анна Николаевна
«Синичкин день». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Синичкин день»
Цель: формирование элементарных экологических представлений детей о зимующих птицах родного края.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с праздником «Синичкин день;
• формировать у детей представление о синицах, об их пользе для человека, особенностях внешнего вида и поведения;
• учить отличать синиц от других птиц;
• учить соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц, распознавать птиц по характерным признакам;
• закреплять знания детей зимующих птицах.
Развивающие:
• развивать внимание, речь;
• развивать познавательную активность, самостоятельность, логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать доброе, бережное отношение к птицам, вызвать желание помогать им зимой;
• воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушка синица, кормушка, картинки зимующих птиц, картинки «Чем накормить синицу».
Раздаточный материал: шаблоны кормушек, цветные карандаши, ножницы, клей, клеенка, салфетка.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются… (синицы)
Воспитатель: Вы видели синичек на улице? (Ответы детей)
Воспитатель: К нам в окно стучится птичка-
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: «У вас тепло,
А мне холодно. Обидно:
Зернышек нигде не видно.
Я прошу вас - вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек».
Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела в гости синица. (Показываю игрушку - синицу). Она просит нас о помощи. Наступили холода. Ей трудно добыть еду. Поможем синичке? (Ответы детей)
Воспитатель: Рассмотрим синичку. Размером синичка - невелика, как воробей. Она очень нарядная птичка! У нее лимонно-желтая грудка, разделенная черной полоской, будто галстуком. На голове черная шапочка, белые щечки, короткий острый клювик.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему синиц так назвали? (Ответы детей)
Воспитатель: Название птица получила из-за своей песенки, похожей на звон колокольчика: «синь-синь-синь». А еще говорят, что синички «зинькают»: «зинь-зинь-тан», «зинь-зинь-тю», «зинь-зинь-чур». Синицы знают около десяти разных песен.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица. (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится. (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку. (Присели)
Почесала клювом грудку. (Встали, наклоны головы влево - вправо)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Чем питаются синицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Каких букашек поедают синицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, синички поедают вредителей леса и сада. В благодарность люди придумали праздник «Синичкин день». Русский народ отмечает его 12 ноября, поздней осенью, потому что в это время множество синиц и других птиц из леса перебирается поближе к людям. Корма в лесу становится мало и у птиц вся надежда на помощь человека.
Воспитатель: Чем мы можно покормить синиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Синицы едят семена подсолнечника, особенно мелкие. Охотно съедают птицы зерно - пшено и овес. Любят птицы арбузные, дынные и тыквенные семечки, а также сушеные ягоды рябины и шиповника. Самое большое лакомство для синичек - сало, только несоленое. А вот черным хлебом кормить птиц нельзя.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с какой птицей дружат синицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Синицы зимой часто кормятся за счет дятла. Дятел сбивает чешуйки коры дерева. Они падают вниз вместе с вредными насекомыми, а лесные синички слетают с дерева на снег и проворно подбирают насекомых. Полетит дятел на другое дерево и синицы за ним!
Воспитатель: Ребята, так как же мы можем помочь нашей синичке? (Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю сделать кормушки, насыпать в них корм. И пригласить ее подружек.
Пальчиковая гимнастика
Птичка синичка (Пальцы собраны «клювиком»)
Прилетела к нам, к нам, к нам. (Стучим по другой ладошке - «клюем»)
Птичке синичке
Зернышки я дам, дам, дам. («Крошим»: большие пальцы трут об указательные и средние)
Птичка синичка
Зернышки клюет, клюет. (Стучим указательным пальцем по столу)
Птичка синичка
Песенки поет. (Ритмично складываем и раскрываем выпрямленные пальцы)
Воспитатель: Возьмите листы и раскрасьте кормушки, синиц и зернышки. Вырежьте по контуру кормушки и синичек. Сложите шаблон и склейте.
Практическая работа.
Воспитатель: Какие замечательные кормушки у вас получились.
На участке у нас тоже есть кормушки, и мы обязательно будем подкармливать птиц, приносить им разный корм. Подкармливая птиц, мы спасем ни одну птичью жизнь. Ребята, синица благодарит вас за кормушки и за корм.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Кому помогали? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему синицу называют зимующей птицей? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)