Попова Татьяна Владимировна
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ] и буква «Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление с артикуляцией звука (щ). Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками (с). Учить различать звук, слог, слово, предложение, определять их последовательность, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Ознакомление с буквой Щ, формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствования навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения и «зашумления»
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте „Звук [Щ] и буква „Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Щщ и звуком [щ]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.
Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[щ], навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. Развитие навы- ков звукового анализа.
Педагог встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает им встать возле стульчиков.
Воспитатель. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.
Ребенок. Клещи.
Ребенок. Овощи.
Ребенок. Пещера.
Ребенок. Ящерица.
Воспитатель. Я повторю эти слова: клещи, овощи, пещера, ящерица. Какой звук я выделяла?
Дети. Звук [щ].
Воспитатель. Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы будет говорить сегодня.
2. Упражнение «Четвертый — лишний». Развитие навыков слогового анализа.
Педагог предлагает детям сесть на стульчики и помещает на доску перед ними 4 картинки.
Воспитатель. А сейчас знакомая вам игра «Четвертый — лишний».
Посмотрите на картинки, назовите их, деля названия на слоги.
Дети. Я-щик, плащ, кле-щи, ве-щи.
Воспитатель. Какая картинка лишняя? Почему?
Дети. Лишняя картинка та, на которой нарисован плащ. В этом слове один слог, а в других по два слога.
Воспитатель. Верно.
Педагог помещает на доску следующую группу картинок.
Воспитатель. Посмотрите на картинки и назовите их.
Дети. Щу-ка, я-ще-ри-ца, щет-ка, щип-цы.
Воспитатель. Какая картинка лишняя? Почему?
Дети. Лишняя картинка та, на которой нарисована ящерица. В этом слове четыре слога, а в других по два слога.
Воспитатель. Верно. Молодцы!
Педагог убирает картинки.
3. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Щщ. Cовершенствование навыка чтения.
Педагог раздает детям «Мой букварь».
Воспитатель. Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части левой страницы вы видите букву Щщ. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок?
Дети. Значит, буква Щщ обозначает только один мягкий согласный звук [щ].
Воспитатель. Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите этот звук. Определите, это глухой или звонкий согласный.
Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [щ].
Дети. Звук [щ] — глухой.
Воспитатель. Верно. Звук [щ] — согласный глухой и всегда мягкий.
Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.
Щука щелкнула зубами,
В щель забилась за камнями.
Педагог ставит на столы контейнеры с карандашами.
Воспитатель. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Щщ.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картин- ку в нижней части страницы. Найдите предметы со звуком [щ] в названиях. Перечислите их.
Дети. Щенок, ящик, плащ, щука, щетка.
Педагог раздает детям светофорчики и фишки.
Воспитатель. Давайте определим место звука [щ] в этих словах.
Педагог по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место зву- ка [щ] на светофорчиках. Педагог оценивает их работу и убирает светофор- чики и фишки.
Воспитатель. Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей стра- нице.
Ребенок. Щука.
Ребенок. Пища.
Ребенок. Гуща.
Ребенок. Чаща.
Ребенок. Чищу.
Ребенок. Тащу.
Ребенок. Тащит.
Ребенок. Щипцы.
Воспитатель. Теперь прочитайте слова под картинками.
Ребенок. Чаща.
Ребенок. Щипчики.
Воспитатель. И наконец, прочитайте предложения.
Ребенок. Мама готовит щи.
Ребенок. Дочка чистит овощи.
Ребенок. Это мышка.
Ребенок. Мышка пищит.
Воспитатель. Давайте прочитаем предложения все вместе, хором.
Дети читают предложения. Педагог оценивает чтение, предлагает детям закрыть буквари.
4. Подвижная игра «На коняшке». Координация речи с движением, раз витие подвижности, навыка выполнения поскоков.
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение.
Я несусь как вольный ветер,
Самый быстрый я на свете.
На коняшке я скачу,
Над дорогою лечу.
Пролетают мимо речка,
Поле, сад, в саду овечка.
Я скачу, скачу, скачу,
Обогнуть весь мир хочу
5. «Печатание» буквы Щщ в воздухе и в тетради.
Воспитатель. Что вы видите в верхней части стра ницы?
Дети. Щенка, щуку и букву Щщ.
Воспитатель. Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Щщ, ка- кие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
Воспитатель. Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших бук- вы Щ. Посмотрите, как я пишу букву Щ на доске. Сначала я пишу сверху вниз три длинных палочки, потом пишу внизу у их основания еще одну длинную палочку, а потом опускаю вниз от нее справа маленький хвостик. «Напишите» так же букву Щ в воздухе.
Дети «пишут» букву Щ в воздухе.
Воспитатель. Теперь можете написать буквы в тетради.
Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы щ. Дети пишут 4 маленьких буквы.
Воспитатель. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Слова и предложения мы будем писать на индивидуальных занятиях.
6. Упражнение «Путаница». Профилактика нарушений письменной речи.
Педагог привлекает внимание детей к нижней части страницы.
Воспитатель. Какие буквы написаны справа в нижней части страницы?
Дети. Буквы Ш, Щ, Ц.
Воспитатель. Возьмите три разных цветных карандаша и раскрасьте эти буквы.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
7. Упражнение «Разноцветные линии». Развитие фонематических пред ставлений (дифференциация звуков [ш]—[щ] в словах).
Педагог предлагает детям перевернуть страницу.
Воспитатель. Какую букву вы видите в верхней части страницы слева?
Дети. Букву щ.
Ло го п е д. А в нижней части страницы справа?
Дети. Букву ш.
Воспитатель. Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой щ те картинки, в названиях которых есть звук [щ], розовым карандашом, а с буквой ш соедините те картинки, в названиях которых есть звук [ш], голубым карандашом.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу, убирает контейнеры и тетради.
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей