Конева Наталья
Программа по нетрадиционному рисованию «Экология в рисунках» для детей 6–7 лет
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
"Экология в рисунках"
Возраст детей : 6-7 лет
Срок реализации программы :1 год
Конева Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Публикация «Программа по нетрадиционному рисованию „Экология в рисунках“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Программы
- Темочки
Умение разумно относиться к природе сегодня - это настоящая проблема века. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, осуществляется через наблюдения, экскурсии, беседы, экологические игры. Однако, можно отметить то, что нетрадиционная техника рисования, используемая на занятиях, подчас воздействует сильнее, чем само наблюдаемое (обсуждаемое) явление или объект. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, выразить своё «Я»! В природе, бывает, что взрослые люди при необходимости, а иногда и без неё, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов, вместе с корнем разрушат грибницу, собирая грибы, и это происходит на глазах у детей. Конечно, правильнее сначала воспитать взрослого, а потом учить ребенка, но это не всегда возможно и действенно. Поэтому можно сформулировать следующую гипотезу: необходимо идти от обратного - учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту и связывать это с тем, что всё прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста продуктивно воспитывать любовь к природе через изобразительное творчество в различных его гранях.
Актуальность и перспективность состоит в обеспечении условий для развития экологического сознания, воспитания у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, умение видеть и ценить, а так же приумножать дары природы. И ее решение наиболее оптимально через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка нетрадиционного художественного творчества.
Направленность программы – формирование представлений дошкольников об окружающей их действительности через комплексное приобщение к миру прекрасного.
Язык реализации программы - государственный язык Р. Ф. -русский.
Уровень программы - стартовый
Адресат программы : программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении №25 пгт. Кавалерово, Кавалеровского района. Для детей, не владеющих навыками рисования. Справка о здоровье ребёнка не требуется.
Особенности организации образовательного процесса.
Срок реализации программы – 1 год.
Объем программы - 64 часов.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы :
Формирование у дошкольников целостных представлений о природе средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к природе путём систематического, целенаправленного общения с окружающим миром.
- Формировать экологическую культуру дошкольников через умение одухотворять «живую» и «неживую» природу.
Развивающие:
- Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру посредством системы творческих заданий.
- Развивать способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях.
Обучающие:
- Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
- Способствовать самореализации личности ребёнка в различных видах художественного творчества через использование средств художественного выражения.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
Основные темы и разделы Количество часов Формы аттестации/ контроля
общее теория практика
1. Введение в предмет. 1 1 0 Тестирование
2. Рисование ластиком по графиту; «Граттаж». 6 1,5 4,5 Наблюдение
практический контроль
3. Рисование методом тычка;
Ватными палочками. 7 1,5 5,5 Наблюдение
практический контроль
4. Кляксография (выдувание трубочкой) 6 0,5 5,5 Наблюдение
практический контроль
5. Монотипия пейзажная;
Рисование печатью. 9 2 7 Наблюдение
практический контроль
6. Рисование пластилином – пластинография 12 1 11 Наблюдение
практический контроль
7 Рисование по сырому «по-мокрому»;
Мятой бумагой. 14 2,5 11,5 Самостоятельная работа
8. Современное направление в искусстве. 8 3 5 Рассказ с показом видеоматериала
9. Художественная выставка – отчёт
«Искусство вокруг нас» 1 0 1 Тестирование.
Наблюдение.
Итого: 64 13 51
РАЗДЕЛ №2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
• Интерактивная панель
• группа детского сада;
• столы и стулья;
• бумага для рисования разного формата;
• краски гуашь, акварель;
• маркеры;
• фломастеры;
• восковые мелки;
• простые и цветные карандаши;
• кисти разных размеров;
• мягкий восковой пластилин.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
• аудио и видео источник;
• нормативно-правовая база;
• наглядный материал: таблицы и картотека с изображением рисунков в технике.
2.2 Оценочный материал и формы аттестации
Вводный контроль: оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при зачислении на программу, ранее не занимающихся по данной программе.
Текущий контроль: оценка уровня и качества освоения тем программы обучающихся на занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточный контроль: оценка уровня и качества освоения обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения темы.
Итоговый контроль: оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной образовательной общеразвивающей программы по завершению 1 года обучения по программе.
Форма аттестации: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, выставка.
Форма фиксации результатов: фотографии участия в выставках, информационная карта «Определение уровня развития творческих и изобразительных достижений обучающихся».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, отчетная выставка
2.3 Методические материалы
Таблица 1
Словесные Наглядные Практические
устное изложение показ видеоматериалов,
иллюстраций, показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия тренировочные упражнения
беседа, объяснение, рассказы. показ педагогом приёмов исполнения
наблюдение
работа по образцу
Принципы, методы и приемы обучения.
Принципы:
• системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
• последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
• принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
• принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др. ;
• принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов
и способов изображения, разнообразие материала.
Методы и приё мы:
1. Наглядные: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков.
2. Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части в целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, особенностях её природы, многообразии стран и народов мира и включает:
• познавательное развитие средствами сенсорной культуры;
• познавательное развитие средствами математики;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, малой родине и Отечестве (мир людей, предметный и рукотворный мир);
• познавательное развитие средствами природы (мир природы);
• приобщение к истокам русской народной культуры.
Область «Художественно - эстетическое развитие»
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
включает:
• мир музыки;
• мира искусства, включающего приобщение к изобразительному искусству и развитию детского художественного творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Область «Речевое развитие»
включает: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и включает:
• социум;
• основы права (старший дошкольный возраст);
• этикет и ситуации общения;
• безопасность (младший и старший дошкольный возраст).
Образовательная область «Физическое развитие»
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами:
2.4 Формы проведения занятий
Таблица 2
выставка творческая мастерская
занятие-игра практическое занятие
наблюдение обсуждение
2.5 Календарный учебный график
Таблица 3
Этапы образовательного процесса 1 год
Продолжительность учебного года, неделя 39
Количество учебных дней 64
Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 09.09.2024-
20.12.2024
2 полугодие 06.01.2025-
23.05.2025
Возраст детей, лет 6-7 лет
Продолжительность занятий 30 минут
Режим занятий 1 раз/нед
Годовая учебная нагрузка, час 21 часов
Организация работы с родителями
Для сотрудничества с семьё й выбраны следующие формы работы:
• Оформление наглядной агитации для родителей
• Проведение бесед
• Консультаций
• Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
• Совместное проведение мероприятий
• Совместное творчество родителей и детей
Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) по вопросам экологического сознания, раскрыть основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников; познакомить с методами и приёмами нетрадиционного художественного творчества.
2.7 Список используемой литературы
1. И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
2. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. - Новосибирск: Издательство НГПИ, 1993.
3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: Методическое пособие. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
4. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. - М. : Творческий центр «Сфера», 2002.
5. Копцева Т. А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебновоспитательных комплексов. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
6. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. - СПб. : «Детствопресс», 2002.
7. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. : Просвещение, 1992.
8. Швайко С. Г. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. - М. : «Владос», 2000.
9. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», изд. «Каро», СПб, 2007
10. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : Скрипторий, 2003г.
Приложение
Виды техник нетрадиционного рисования.
1. Рисование пальчиком :
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу, может проводить линии, закрашивать контур. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование методом тычка щетинной кисточкой:
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кончик кисти и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон поверхности.
3. Рисование методом тычка ватной палочкой:
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку (кончик) и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета. После работы палочки выкидываются.
4. Рисование ладошкой :
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
5. Рисование штампиками (крышкой пластиковой бутылки, вырезанной печатью из картофеля (морковки, частью ластика) :
Способ получения изображения: Приготавливается мисочка либо пластиковая коробочка, в которую наливается жидкая гуашь. Штампик опускается в гуашь, и с его помощью делается оттиск на бумаге.
6. Кляксография (выдувание трубочкой) :
Способ получения изображения: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную, лучше чернила или разбавленную тушь. Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью.
7. Монотипия пейзажная:
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
8. Рисование пластилином – пластинография.
Способ получения изображения: Мягкий пластилин наносится пальчиками на плотную бумагу или картон. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.
9. Рисование мятой бумагой :
Способ получения изображения: Сначала нужно приготовить мятые комочки из бумаги, затем опускаем их в тарелочки с жидкой гуашью и делаем оттиск на рисунке.
10. Файларт или рисование в файле :
Способ получения изображения: В файл или пакет добавляем жидкую гуашевую краску нескольких цветов. Файл заклеиваем скотчем и рисуем ладошками, пальчиками, ватными палочками, смешивая краски.
11. Рисование на поверхности файла+ отпечаток:
Способ получения изображения: В файл вставляется черно-белое изображение рисунка, ребенок раскрашивают его гуашевыми красками на поверхности файла, затем быстро прикладывает чистый лист к файлу и получаем два рисунка : один на файле и отпечаток на листе бумаги.
12. Рисование стеклянными шариками:
Способ получения изображения: Приготавливается чашечка, в которую наливается жидкая гуашь. В нее опускаются шарики, красятся. В картонную коробочку кладется заготовка в виде открытки, верхняя часть которой вырезана в виде елочки, окошка, солнышка животных и т. д., сверху накрывается плотным листом бумаги, вырезанном по центру в виде рамочки, чуть меньшего размера, чем заготовка. Шарики ложкой достаются из чашечки и катаются по внутренней поверхности открытки, оставляя свой след.